 |
Глава
вторая
О
способах осуществления [йоги]
[Выше]
была рассмотрена йога [адепта, обладающего] сконцентрированным
сознанием. Как может быть связано с йогой такое сознание,
[которое пребывает] в возбужденном состоянии? [С разъяснения
этого] и начинается данная [глава].
1.
Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога
действия.
Не
может осуществить йогу тот, кто не предается подвижничеству(1)'.
Нечистота [сознания], окрашенного не имеющей начала бессознательной
предрасположенностью к деятельности и аффектам, [эта нечистота],
на которую наброшена сеть [образов] чувственных объектов (2),
не может быть устранена помимо подвижничества. И в этом [устранении]
состоит польза подвижничества. Такое [подвижничество], не
препятствующее чистоте сознания, полагается тем [средством],
к которому и должен прибегнуть йогин.
Самообучение
- это повторение очистительных [мантр] - первослога [Ом] и
других (3), а также изучение шастр, [трактующих] об ос вобождении.
Упование
на Ишвару есть [жертвенное] посвящение всех действий Высшему
Учителю или же полный отказ от плодов подобных [действий].
Это
и есть йога действия, [предназначенная]
2.
для развития [способности] сосредоточения и для ослабления
аффектов.
Она,
[эта йога действия], будучи ревностно практикуемой, развивает
способность сосредоточения и крайне ослабляет аффекты. [А
затем] с помощью огня Знания она делает эти ослабленные аффекты
неспособными к самовоспроизведению (1), словно прокаленные
[огнем] семена. Вследствие их полного угасания "тонкая"
мудрость, то есть постижение [абсолютного] различия между
саттвой и Пурушей, не подверженная более влиянию аффектов
и исчерпавшая свою функцию, придет к самоисчезновению (2).
Итак,
каковы эти аффекты и сколько их?
3.
Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть
пять аффектов(1).
Аффекты
- это пять ложных наполнителей сознания,- таково значение
[слова]. Пребывая в постоянном движении, они усиливают функцию
гун, поддерживают их видоизменения, расширяют поток причин
и следствий и, служа взаимной опорой друг для друга, вызывают
созревание кармы (2).
4.
Неведение является полем для следующих за ним [аффектов,
пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью
развернутом [состояниях].
Здесь
неведение - поле, или порождающая почва, следующих за ним
[аффектов] - эгоизма и прочих, которые выступают в четырех
видах: дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом
(1).
-
Что такое в данном случае "дремлющее" [состояние]?
-
[Оно наступает, когда аффекты], пребывающие в сознании только
как потенциальности, обретают состояние семени, [способного
плодоносить]. Пробуждение такого [аффекта] происходит при
актуальной встрече с объектом. [Однако] для обладающего Высшим
знанием, [то есть для того], у которого семя аффектов сожжено,
это [пробуждение] более не наступает даже при встрече с объектом,
ибо как может взойти прокаленное семя? [Именно] поэтому мудрый,
чьи аффекты исчерпаны, называется "[пребывающим] в последнем
теле". Только в нем, но не в ком-либо другом, существует
это пятое [состояние] аффектов - состояние прокаленного семени.
[В таком случае] даже при наличии аффектов действеннность
их семян полностью исчерпана (2), и, хотя чувственный объект
может присутствовать, их пробуждение не наступает.
Глава
вторая "О способах осуществления"
[1-4]
[5] [6-10]
[11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|