 |
[В сутре сказано также]: "Поистине, для мудрого все есть
страдание... по причине противоречивого развертывания гун".
[Это означает, что] свойства разума, имеющие природу ясности,
деятельности и покоя, будучи взаимосвязанными вследствие "поддержки",
оказываемой друг другу, формируют умиротворенное, яростное
или тупое состояние сознания, соответствующие именно этим
трем качествам. Поскольку же развертывание гун, [то есть фундаментальных
качеств], весьма изменчиво, постольку сознание и получило
название "быстро меняющегося" (2).
Высшие формы и высшие [степени] функционирования [гун] взаимно
противоположны, но обычные [формы] сосуществуют с высшими.
Итак, эти гуны, поскольку они опираются друг на друга, представляют
[названные] состояния сознания - радостное, страдающее, тупое,
и каждая [из гун] принимает форму любой [из них]. Их различие
обусловлено, однако, преобладанием одной из гун 3. Поэтому
"для мудрого все есть страдание", и [порождающим]
семенем этого великого многообразия страдания служит неведение.
А причина устранения неведения - истинное знание.
Подобно тому как наука о лечении болезней включает четыре
раздела: болезнь, причина болезни, исцеление и лекарства,
эта шастра тоже состоит из четырех разделов, а именно: круговорот
бытия, причина круговорота бытия, освобождение и средство
освобождения (4). Из них круговорот бытия как многообразие
страдания есть то, от чего следует избавиться. Причина, от
которой следует избавиться,- соединение прадханы и Пуруши
(5). Избавление - абсолютное прекращение [этого] соединения.
Средство избавления - истинное знание.
При этом собственная форма того, кто избавляется (6), не может
быть ни обретена, ни оставлена, [ибо] в случае оставления
принимается учение о его уничтожении, а в случае обретения
[собственной формы] - учение о [порождающей его] причине (7).
При отрицании обоих [учений] остается учение о вечности [Пуруши].
Это и есть истинное знание.
Таким образом, данная шастра определяется [как состоящая]
из четырех разделов.
16. Еще не наступившее страдание
[есть то, что] должно быть устранено.
Прошлое страдание, уже унесенное избывшим себя [жизненным]
опытом, не относится к области того, что должно быть устранено,
а настоящее [страдание] в данный момент уже составляет содержание
опыта (6) и не может быть устранено в следующий момент [существования].
Отсюда только то страдание, которое еще не наступило, [то
есть будущее страдание], причиняет мучение йогину, [чувствительному],
как глазное яблоко, но не другому субъекту опыта (2). Именно
оно, [это будущее страдание], и принадлежит к области того,
что должно быть устранено.
Поэтому далее уточняется причина того, что носит название
"должное быть устраненным".
17. Соединение видящего и видимого
есть причина того, что должно быть устранено (1).
Видящий (2) - это Пуруша, обладающий рефлексивным знанием
буддхи (разума) (3). Видимое - все свойства, взращенные в
озаряющей сущности буддхи (4). И так это видимое, действующее,
словно магнит, благодаря [одной] лишь своей близости, становится
в силу свойства быть видимым принадлежностью Пуруши, господина,
сущность которого - видение.
Оно, [это видимое], обретает свойство быть объектом опыта,
поскольку оно [как бы] наделяется внутренней сущностью другого.
И хотя по своей природе оно независимо, [то есть лишь самозависимо],
выступает оно как зависимое от другого, поскольку служит его
цели.
Безначальная во времени и обусловленная [упомянутым] целеполаганием
связь этих двух - способности видеть и способности быть инструментом
видения - и есть причина того, что должно быть устранено,
то есть причина страдания,- таков смысл [приводимого автором
объяснения] (5).
Как сказано в этой связи, "безусловное избавление от
страдания возможно только в результате устранения причины
такого соединения".
- Почему?
- В силу знания противоядия, с помощью которого можно избавиться
от причины страдания. Так, свойство быть уколотой [принадлежит]
стопе, способность уколоть - колючке, избавление от укола
- в том, чтобы не наступать ногой на колючку или наступать
на нее ногой, защищенной обувью. Кто в обыденной жизни знает
эту тройную связь, тот обеспечивает себе защиту и не страдает
от уколов.
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4]
[5] [6-10]
[11-13]
[14] [15]
[16-17] [18]
[19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|