49. При нахождении в ней [практикуется]
пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого
[воздуха] (1).
При овладении асаной [практикуется] пранаяма, [то есть регулирование
дыхания]: вдох - это введение внутрь внешнего воздуха, выдох
- вывод находящегося в легких воздуха наружу. Прекращение
движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха], то есть отсутствие
того и другого, и есть пранаяма.
Она, однако,
50. проявляется как внешняя, внутренняя
[или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени
и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
Пранаяма [называется] внешней, когда отсутствует движение
[воздуха], предшествующее выдоху. Она внутренняя, когда отсутствует
движение [воздуха], предшествующее вдоху. Третий [вид пранаямы]
функционирует как задержка [дыхания], когда вследствие единого
усилия прекращается и то и другое. Подобно тому как вода,
пролитая на раскаленный камень, сразу испаряется со всех сторон,
так и движение [воздуха] при вдохе и выдохе прекращается одновременно.
Далее, эти три [вида пранаямы] регулируются по месту в пространстве,
[то есть каждый из них] имеет такую-то область распространения
(1). Они регулируются по времени, то есть они ограничены по
своей длительности таким-то количеством моментов,- таков смысл
[сказанного в сутре].
Они регулируются также и по числу: первый подъем [праны измеряется]
таким-то количеством вдохов и выдохов, второй подъем остановленной
[праны] - таким-то количеством; точно так же и третий (2).
Аналогичным образом [по методу пранаяма может быть] слабой,
средней и сильной. И так [виды пранаямы] регулируются в числовом
отношении. Постоянно практикуемая таким образом, [пранаяма]
становится длительной и тонкой.
51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит
внутреннюю и внешнюю сферы.
Внешняя сфера [пранаямы], регулируемая по месту, времени и
числу, оказывается преодоленной (1). Точно так же преодолевается
и внутренняя сфера [распространения праны]. В обоих случаях
[пранаяма] длительная и тонкая.
Четвертая пранаяма есть отсутствие движения [праны] обеих
[сфер], она достигается постепенно в результате полного овладения
предшествующими стадиями. Третья пранаяма, однако, [представляет
собой] одномоментное прекращение движения [праны] безотносительно
к сфере [ее распространения]; она также регулируется по месту,
времени и числу [и в зависимости от практики становится] длительной
и тонкой. Что же касается четвертой пранаямы, то она есть
прекращение движения [праны] вследствие постепенного преодоления
обеих стадий благодаря ограничению сфер вдоха и выдоха. В
этом состоит ее отличие [от третьей пранаямы].
52. Благодаря ей разрушается препятствие
для света.
У йогина, который безраздельно посвящает себя практике пранаямы,
разрушается карма, препятствующая различающему знанию. Как
говорится об этом, "вследствие иллюзии, [порождаемой]
великой мохой, и обманчивости органов чувств саттва, обладающая
природой света, затемняется и привязывается к тому, что не
следует делать" (1). Поэтому карма [йогина], являющаяся
препятствием для света и цепью, приковывающей к круговороту
бытия, слабеет каждое мгновение и разрушается вследствие использования
практики пранаямы. Сказано в этой связи: "Не существует
подвижничества более высокого, чем пранаяма: благодаря ей
[происходит] очищение от [всех] загрязнений и возникает ясный
свет знания".
Что еще?
53. ...и пригодность манаса (1)
к концентрации.
Именно благодаря использованию практики пранаямы [интеллект
становится способным к концентрации], и, как было сказано
[выше, "он достигает стабильности] благодаря выдоху и
задержке праны".
Далее, что такое отвлечение [органов чувств]?
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53] [54-55]
|