 |
54. При отсутствии связи со своими
объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме
сознания - [это и есть] отвлечение.
Когда отсутствует соединение с соответствующими объектами,
органы чувств, как бы следуя внутренней форме сознания, прекращают
[свою деятельность], подобно сознанию при остановке [развертывания
его содержаний]. Они не нуждаются в других средствах, как,
[например], контроле со стороны иных органов чувств. Подобно
тому как пчелы поднимаются вверх, когда взлетает пчела-матка,
и опускаются, когда она садится, так и органы чувств прекращают
свою деятельность при остановке [деятельности] сознания. Это
и есть отвлечение.
55. Благодаря ему [достигается]
полное подчинение органов чувств.
Некоторые считают, что отсутствие страстного влечения [к объектам]
- звуку и т. д.- это и есть подчинение, или контроль, органов
чувств. Страстное влечение есть привязанность: она отвлекает
[йогина] от блаженства. [Другие же говорят, что] незапрещенный
чувственный опыт является вполне законным (1). Иные считают,
что соединение [органов чувств] со звуками и прочими [объектами
может происходить] по собственному желанию. Еще кое-кто полагает,
что подчинение органов чувств - это восприятие звуков и т.
д., свободное от удовольствия или страдания, при отсутствии
страстного желания и враждебности.
Джайгишавья, однако, говорит, [что подчинение органов чувств]
есть всего лишь отсутствие чувственного восприятия вследствие
концентрации сознания на одной точке. Отсюда полный контроль,
то есть прекращение деятельности органов чувств и при остановке
[деятельности] сознания. Поэтому йогины не нуждаются в применении
иных средств, требующих [определенных] усилий, наподобие подчинения
других органов чувств.
На этом вторая глава, носящая название "Способы осуществления
[йоги]", [в "Йога-шастре"] Патанджали закончена.
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|