 |
31. не ограниченные кастой, местом,
временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными,
[называются]"Великий обет" (1).
Здесь ненасилие, ограниченное кастой (2), - [это, например],
насилие, совершаемое рыбаком только по отношению к рыбам,
но не к кому-либо другому.
[Ненасилие], ограниченное местом: "Я не буду убивать
в святых местах".
[Ненасилие], ограниченное временем: "Я не буду убивать
ни в четырнадцатый день [лунного месяца], ни в день благого
предзнаменования".
[Ненасилие], ограниченное обстоятельствами (3), - для того,
кто воздерживается от трех [упомянутых видов]: "Я буду
убивать в интересах богов и брахманов, но не в иных целях".
Аналогичным образом насилие [совершается] кшатриями только
в битве, но не в иных случаях.
Ненасилие и прочие [виды самоконтроля], не ограниченные кастой,
местом, временем и обстоятельствами, должны соблюдаться всегда,
[то есть] на всех стадиях [существования] и по отношению ко
всем объектам. Универсальные - не знающие исключений ни при
каких обстоятельствах. Поэтому [такие виды самоконтроля] называются
"Великий обет".
32. Соблюдение [религиозных] предписаний
(1) - [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество,
самообучение и преданность Ишваре.
Здесь чистота, достигаемая благодаря земле, воде и прочему,
а также принятие чистой пищи и тому подобное есть внешняя
[чистота] . Внутренняя [чистота] - это устранение загрязненности
сознания.
Удовлетворенность - отсутствие желания присвоить больше того,
что насущно необходимо.
Подвижничество, [или аскетизм],- это терпеливое перенесение
крайностей (2) - голода и жажды, холода и зноя, стояния и
сидения [в неподвижности], а также соблюдение полного молчания
и внешняя непроницаемость (3). Это и соответствующие обеты
- умерщвление плоти, чандраяна (4), суровая епитимья и прочее.
Самообучение - это изучение шастр, [трактующих] об освобождении,
или многократное повторение священного первослога.
Преданность Ишваре, [то есть упование на Него], есть посвящение
всех действий этому Высшему наставнику (5). "Тот, кто
разорвал сеть ложных умозрений и пребывает в себе, лежит ли
он, или сидит, стоит или бредет по дороге, может видеть разрушение
семени круговорота бытия, [может стать] вечно освобожденным
и наслаждаться блаженством бессмертия". Как было сказано
в этой связи, "отсюда, [то есть из преданности Ишваре],
возникает постижение истинной одушевленности, а также устранение
препятствий" (6).
[Когда] самоконтролю и соблюдению [религиозных] предписаний
33. ложные помыслы [служат] препятствием,
[следует] развивать их противоположности (1).
Когда у этого брахмана возникают ложные помыслы о насилии
и т. п., [например]: "Я убью того, кто чинит мне препятствия",
"Я также солгу", "Я присвою его вещи",
"Я соблазню его жену", "Я стану хозяином его
собственности", - [помыслы], служащие препятствием, уводящие
его, словно [он] в лихорадочном бреду, с правильного пути,
пусть он культивирует противоположные [помыслы] : "Поджариваемый
на раскаленных углях сансары, я прибегаю к защите практики
йоги, даруя безопасность всем живым существам". Пусть
он думает: "Оставив ложные помыслы, я, подобно собаке,
вновь предаюсь им. Как собака к собственной блевотине, так
и я вновь возвращаюсь к тому, от чего я избавился".
Подобная [практика] может быть использована также [и в случаях,
упомянутых] в других сутрах.
34. Ложные помыслы о насилии и
прочем - совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном,-
возникшие вследствие жадности, гнева [или} заблуждения,
[бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми
плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо]
культивировать их противоположности.
Здесь прежде всего насилие совершенное, побужденное к совершению
и одобренное (1); таким образом, [оно] - трех видов. В свою
очередь, каждый [из этих трех видов насилия] также трех видов:
вследствие жадности - из-за мяса и шкуры; вследствие гнева
- "Он причинил [мне] вред"; вследствие невежества
- "Это пойдет мне в заслугу".
Жадность, гнев и невежество - также трех видов: слабые, средние
и сильные; отсюда насчитывается двадцать семь разновидностей
насилия.
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34] [35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|