Это неведение следует понимать как [некую] сущность, обладающую
объективной реальностью - по аналогии с "не-другом"
или "не-коровьим следом". Подобно тому, как "не-друг"
не означает ни отсутствие друга, ни [кого-либо], равного другу,
а его противоположность, то есть врага, или подобно тому,
как "не-коровий след" не означает ни отсутствие
коровьего следа, ни [чего-то], равного коровьему следу, но
только [определенное] место, отличное от того и другого, [то
есть] совершенно иную сущность, так и неведение не является
ни источником истинного знания, ни отсутствием такого источника,
но [лишь] иным типом видения, противоположным знанию.
Таково неведение.
6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность
обеих способностей - [чистого] видения и инструмента видения.
Пуруша есть способность [чистого] видения, интеллект (буддхи)
- инструмент видения (1). Аффект, именуемый "эгоизмом",
[возникает в случае, если] совершается как бы трансформация
обеих этих [способностей] в одну сущность.
Опыт как таковой становится возможным, когда способность быть
субъектом опыта и способность быть его объектом (2), в высшей
степени различные и не смешиваемые [одна с другой], воспринимаются
так, как если бы [они были] нераздельными.
Однако при постижении их подлинной сущности возникает абсолютное
разъединение. Откуда же [в таком случае может появиться] опыт?
В этой связи сказано: "Кто не видит, что Пуруша есть
иное, нежели интеллект, отличный [от него] по форме проявления,
природе, знанию и прочему, тот - вследствие заблуждения -
заменяет его своим интеллектом" (3).
7. Влечение неразрывно связано
с наслаждением.
Желание, жажда, страстное стремление к наслаждению или к средствам
его достижения, [возникающие] у познавшего наслаждение при
воспоминании о прошлом наслаждении, и есть влечение.
8. Враждебность неразрывно связана
со страданием.
То сопротивление страданию или средствам, его вызывающим,
отвращение, злоба, гнев по отношению к нему, [которые возникают]
у познавшего страдание при воспоминании о прошлом страдании
(1), и есть враждебность.
9. Самосущная жажда жизни возникает
даже у мудрого.
У всех живых существ постоянно присутствует такое пожелание
самому себе: "Да не перестану я быть! Да буду я [вечно]!"
И это пожелание [никогда] не возникает у того, кто не испытал
состояния смерти. Тем самым устанавливается достоверность
опыта прошлых рождений. И этот аффект - жажда жизни - самосущен
(1) даже у только что появившегося червя.
Страх смерти, который по своей сути есть проницание [будущего]
уничтожения и который не может быть объяснен ни посредством
восприятия [как источника истинного знания], ни посредством
логического вывода или авторитетного свидетельства, позволяет
заключить, что страдание, вызываемое смертью, испытывалось
в предшествующих рождениях.
И, подобно тому как этот аффект, [то есть жажда жизни], обнаруживается
у крайне невежественных [существ], он точно так же возникает
даже у мудреца, познавшего начало и конец [круговорота бытия].
- Почему [так происходит]?
- Потому, что этот бессознательный след испытанного через
смерть страдания одинаков для обоих: и для мудреца, и для
лишенного мудрости.
10. Эти [аффекты] в "тонком"
состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
Эти пять аффектов, подобно прокаленным [на огне] семенам,
погибают вместе с растворением [в своей первопричине] сознания,
которое контролирует жизнедеятельность йогина.
Что же касается устойчивых [аффектов], существующих в состоянии
семени, [еще способного плодоносить], то
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4]
[5] [6-10]
[11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|