 |
Видение здесь не выступает причиной освобождения. Уничтожение
оков [достигается] именно вследствие отсутствия незнания.
Это и есть освобождение. При наличии видения исчезает отсутствие
видения, которое и есть причина оков. Поэтому видение, то
есть знание, называется причиной абсолютного разъединения.
- Что же такое "отсутствие видения"? Есть ли это
преимущественная сфера деятельности гун? Или же это невозникновение
"первосознания", которое "предъявляет"
объекты владельцу способности видения, когда при наличии видимого
отсутствует сам акт видения? Или же это свойство гун иметь
[собственную] цель? Или же это неведение (авидья), устраненное
вместе со своими мыслительными содержаниями и служащее семенем
для появления своих мыслительных содержаний? Или же это проявление
формирующих факторов (санскар) в их движении, после того как
они угасли в состоянии покоя?
Относительно [последнего] было сказано: "Первопричина,
пребывающая только в состоянии покоя, не может быть первопричиной,
ибо она не производит изменение форм. Точно так же, если она
пребывает только в состоянии движения, она не может быть первопричиной
ввиду вечности изменения форм". Поскольку она действует
и в том, и в другом качестве, она и получает в обыденном смысле
название первопричины, но не по иному [основанию]. Аналогичное
рассуждение [применимо] и к другим воображаемым причинам (2).
Некоторые полагают, что отсутствие видения и есть именно способность
видения, как это следует из шрути: "Деятельность первопричины
имеет целью выявление себя самой". Пуруша, обладающий
способностью познавать все познаваемое, не видит до начала
развертывания [первопричины]. В свою очередь, видимое, способное
служить причиной всех следствий, в таком случае не воспринимается.
Другие полагают, что отсутствие видения есть свойство обоих
(3). При этом видение, будучи внутренней сущностью видимого,
нуждается в Пуруше [как содействующей причине], когда она
становится характеристикой объекта. Точно так же и отсутствие
видимого, не будучи внутренней сущностью Пуруши, нуждается
в видимом [как содействующей причине], когда оно проявляется
как характеристика Пуруши.
А иные объясняют отсутствие видения только как знание на основе
восприятия (4).
Все это - умозрения, которые встречаются в шастрах. Такое
многообразие умозрительных построений имеет [тем не менее]
общий предмет - соединение индивидуальных "я" и
гун.
Что касается соединения индивидуального сознания со своим
буддхи, то
24. его причина - неведение.
[Неведение - это] след бессознательного впечатления, обусловленного
ложным знанием,- таково значение [данного понятия]. Буддхи,
пропитанный следами прошлых впечатлений от превратного знания
(1), не постигает [истинной сущности] Пуруши, хотя это является
целью его деятельности, и возвращается к выполнению своей
[обычной] функции. Однако тот [буддхи], который приходит к
постижению Пуруши, достигает цели своей деятельности. Функция
его исчерпана, отсутствие видения устранено, и, поскольку
причин оков больше не существует, он не возвращается [к выполнению
своей прежней функции].
В этой связи некий [оппонент] рассказывает притчу (2) об импотенте,
к которому обращается глупая жена. Она говорит: "О мой
господин! Моя сестра имеет детей. Почему же я не имею?"
Муж-импотент отвечает: "Мертвый, я произведу тебе потомство".
Так и это наличествующее в настоящий момент знание не ведет
к прекращению деятельности сознания. Какова же надежда на
то, что оно вызовет его в будущем?
Тот, кто близок к статусу учителя, отвечает на это [возражение]:
"Разве освобождение не есть именно прекращение [деятельности]
буддхи? Это прекращение [достигается] вследствие устранения
причины - отсутствия видения. А отсутствие видения, которое
служит причиной оков, устраняется благодаря видению".
Здесь освобождение есть прекращение [деятельности] сознания.
Почему же у него [возникает] ошибочное представление, которое
[ни на чем] не основано?
Итак, страдание, которое должно быть устранено, и его причина,
именуемая "соединением", объяснены вместе с условиями
[их деятельности] .
Теперь рассмотрим, что такое высшее избавление (3).
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|