Далее, [сами эти свойства] - слабое, среднее и сильное - также
[бывают] трех видов: слабое-слабое, слабое-среднее, слабое-сильное,
среднее-слабое, среднее-среднее, среднее-сильное и, наконец,
сильное-слабое, сильное-среднее, сильное-сильное. Таким образом,
[можно выделить] восемьдесят один вид насилия.
[Однако, с другой стороны, количество видов] насилия бесчисленно
по причине различия обязательных, необязательных и общих [предписаний]
и неисчислимости видов живых существ.
Аналогичным образом [данная классификация] применима также
к случаям лжи и прочих [дефектов].
Поистине, эти "ложные помыслы имеют своими неисчислимыми
плодами страдание и отсутствие знания, поэтому [необходимо]
культивировать их противоположности". [Это означает,
что] бесконечное следствие таких [ложных помыслов] - страдание
и невежество, поэтому необходимо культивирование их противоположностей.
Как известно, тот, кто прибегает к насилию, сначала лишает
свою жертву силы, [к примеру связывая ее], затем причиняет
ей страдание, нападая на нее с ножом или другим [орудием],
а потом и отнимает жизнь. Но когда он лишает [свою жертву]
силы, его собственный источник жизнедеятельности - сознание
и организм - тоже теряет энергию. Причиняя страдание, он сам
испытывает страдание в [различных] адах или [рождаясь в мире]
животных, голодных духов и т. д. Отнимая жизнь [у своей жертвы],
он существует в каждое мгновение как бы на грани потери собственной
жизни, но, даже желая смерти, он продолжает каким-то образом
еще дышать, ибо с неизбежностью должен испытать следствие
[причиненного] страдания. И даже если [следствие] насилия
может быть как-то ослаблено благодаря [накопленной ранее]
добродетели, то и тогда, при обретении счастливой [формы рождения],
его жизнь будет короткой.
Аналогичным образом [данная классификация] применима, насколько
это возможно, также и к случаям лжи и прочим [дефектам].
Размышляя так о неизбежно наступающих следствиях ложных помыслов
[как о том, что в высшей степени для него] неприемлемо, [йогин]
не направляет свой разум на ложные помыслы, [но] причиной
их окончательного устранения [может быть лишь] культивирование
их противоположностей.
Когда ложные помыслы более не возникают, то порожденное в
результате этого могущество служит знаком совершенных способностей
йогина. Например,
35. при утверждении [йогина] в
ненасилии в его присутствии исчезает враждебность (1).
[Так] происходит со всеми живыми существами (2).
36. При утверждении в истине действие
и результат становятся зависимыми [от него].
[Когда йогин говорит]: "Будь праведным!", - [человек]
становится праведным; "Да достигнешь ты неба!",
- [и человек] обретает небесную [форму существования]. Его
слова имеют силу непогрешимости (1).
37.
При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются
[к йогину].
Драгоценности стекаются к нему отовсюду.
38. При утверждении в воздержании
[происходит] обретение энергии.
Вследствие воздержания [йогин] усиливает свои не встречающие
препятствий (1) способности. Став совершенным, он может передавать
свое знание ученикам.
39. При твердости в неприятии даров
[возникает] полное просветление относительно [всех] "почему",
связанных с рождением.
У него возникают [вопросы:] "Кто я был? Почему я был?
Как это [произошло] ? Почему? Кем мы будем? Почему мы будем?"
И таким образом его желание узнать о собственном существовании
в прошлом, будущем и промежуточном [состояниях] удовлетворяется
само собой.
Эти совершенные способности (1) [возникают] при достижении
устойчивости в самоконтроле (яма). Теперь рассмотрим [совершенные
способности, возникающие] при соблюдении предписаний (нияма).
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|