- Отчего?
- В силу способности понимать эти три стороны [ситуации].
Так же и в данном случае: именно саттва испытывает боль от
страдания, причиняемого раджасом.
- Почему [это происходит]?
- Потому что она выступает [пассивным] объектом по отношению
к действию, причиняющему страдание. Причинение страдания есть
воздействие на саттву как на объект действия; [оно] не распространяется
на не подверженного изменению, бездеятельного "знатока
поля" (6), ввиду того что объекты "показываются"
ему (7). Но когда саттва испытывает боль, то Пуруша, соотносящийся
с ее формой существования, также предстает [как бы] испытывающим
эту отраженную боль.
[Далее] говорится о собственной форме видимого:
18. Видимое обладает природой ясности,
деятельности и инерции, [оно] по своей сути - "[великие]
элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
Саттва обладает природой ясности (света), раджас - деятельности,
тамас - инерции (покоя) (1).
Эти гуны как отдельные [сущности] подвержены взаимному воздействию,
они непрерывно изменяются и характеризуются соединением и
разъединением, [они] обретают формы проявления благодаря опоре
друг на друга и имеют различные потенции, которые не смешиваются
между собой, даже когда находятся в отношении господства и
подчинения, [они] выступают следствием различия потенций,
принадлежащих к одному и тому же или к разным классам. Они
полностью обнаруживают свое присутствие в тех случаях, когда
им принадлежит главная роль (2); даже при их подчиненном положении
реальность [других гун] может быть логически выведена на основании
[их] деятельности, включенной [в действие] доминирующей [гуны];
их функция состоит в том, чтобы быть использованными для осуществления
цели Пуруши, [они] выполняют вспомогательную роль в силу [одного]
лишь факта нахождения рядом, подобно [тому как это происходит
в случае] с магнитом; [они] функционируют без [какой-либо
внешней] причины, следуя развертыванию одной [из гун], в совокупности
они обозначаются словом "прадхана" (3), [то есть
первопричина]. Она-то и получает название "видимое".
Итак, это [видимое] по своей сути " [великие] элементы"
(4) и органы чувств. Как "[великие] элементы" -
земля и прочее,- оно развивается в тонких и грубых формах.
Как органы чувств - слух и прочее,- оно тоже развивается в
тонких и грубых формах.
Это [видимое] никогда не существует без применения; напротив,
оно развертывается целенаправленно, а именно служит цели наслаждения
и освобождения Пуруши (5).
Здесь наслаждение, [то есть опыт], есть установление собственной
природы желаемых и нежелаемых качеств вне разделения [Пуруши
и саттвы].
Освобождение - установление истинной природы наслаждающегося,
[то есть Пуруши].
Помимо этих двух [определений], нет иного знания. Так, в этой
связи было сказано: "Поистине, тот не подозревает, что
есть иное знание, кто в трех гунах как деятелях и в Пуруше
как не-деятеле, но [таком], который того же и [одновременно]
не того же рода, видит все возникшие формы существования представленными
[кому-то] четвертому - наблюдателю их деятельности" (6).
- Но каким образом эти два - опыт и освобождение, созданные
разумом (буддхи) и связанные именно с разумом, приписываются
Пуруше?
- Подобно тому как победа или поражение, достигаемые лишь
благодаря воинам, приписываются их господину (7), [ибо] именно
он и есть тот, кто вкушает их плод, так и привязанность [к
круговороту бытия] и освобождение [от него], сопряженные только
с разумом, приписываются Пуруше. Именно он и есть тот, кто
наслаждается их плодом.
Сам разум пребывает в оковах, пока не осуществлена цель Пуруши:
достижение этой цели и есть освобождение.
Таким образом, постижение, удержание в памяти, способность
рассуждать, отрицание, знание истинной сущности и жажда жизни,
развертывающиеся в сознании (8), приписываются Пуруше как
реально существующие в нем, поскольку именно он наслаждается
их плодом.
Следующая [сутра] имеет целью определение различий во внутренней
форме "видимого", то есть гун.
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|