 |
19. Специфическое, неспецифическое,
только-признак и отсутствие признака суть формы [развертывания]
гун (1).
Здесь ["великие] элементы" - акаша (пространство),
ветер, огонь, вода и земля - суть специфические [формы] неспецифических
"тонких зародышей" звука, осязаемого (тактуса),
цвета, вкуса и запаха (2). Аналогичным образом органы слуха,
осязания, зрения, вкуса и обоняния суть [специфические формы]
буддхи (3), а речь, руки, ноги, органы выделения и размножения
суть органы действия. Одиннадцатый [орган] - манас (интеллект)
(4) - имеет своим объектом все [формы].
Эти [органы] суть специфические [формы] неспецифического,
[то есть общего], свойства индивидуации (5). Все они [в совокупности]
представляют собой 16 видоизменений гун.
Шесть неспецифических [форм] - это "тонкий зародыш"
звука, "тонкий зародыш" осязаемого, "тонкий
зародыш" цвета, "тонкий зародыш" вкуса и "тонкий
зародыш" запаха. Таким образом, звук и прочие ["тонкие
зародыши"], обладающие соответственно одним, двумя, тремя,
четырьмя и пятью свойствами, [представляют собой] пять неспецифических
[форм], шестая же неспецифическая [форма] - это "только
индивидуация" (самость). Это и есть шесть неспецифических
[форм] развертывания "великой" [сущности], которая
обладает природой чистого бытия.
То, что выше неспецифических [форм], есть "только-знак",
сущность, [называемая] "великой". В ней, наделенной
чистым бытием, эти [шесть форм] развиваются до своего высшего
предела (6).
При процессе инволюции они, пребывая именно в этой "великой"
сущности, обладающей чистым бытием, переходят в состояние,
которое не является ни существующим, ни несуществующим, ни
тем, ни другим [одновременно],- в непроявленное, "лишенное
знака", в первопричину (прадхана) (7). Эта ["великая",сущность]
и есть трансформация [гун] в форме "только-признака",
а "отсутствие признака" есть их трансформация [на
стадии] "ни существования, ни несуществования".
Таким образом, цель Пуруши не является причиной [развертывания
гун] в состоянии "отсутствия признака". Поскольку
свойство быть целью Пуруши не выступает в качестве причины
состояния "отсутствия признака" в начале [развертывания
гун], постольку наличие цели Пуруши не может быть причиной
этого [состояния]. Оно не порождено целью Пуруши и потому
называется вечным (8).
Что касается трех специфических состояний [гун], то свойство
быть целью Пуруши и выступает их причиной в начале [развертывания],
а поскольку эта цель есть инструментальная причина [их проявления],
то они называются невечными.
Гуны, однако, хотя и обретают в [соответствующей] последовательности
все [упомянутые] свойства, не исчезают и не возникают (9).
Они проявляются, как бы наделенные свойствами порождения и
разрушения в силу того, что конкретные [эмпирические] формы,
внутренне присущие гунам, обладают [свойствами] разрушения
в прошлом и возникновения в будущем.
[Для пояснения сказанного рассмотрим] пример: "Девадатта
становится бедным.
- Почему?
- Потому что его коровы умирают. Бедность его - следствие
смерти коров, но не следствие разрушения его собственной формы
[существования]". Аналогичное рассуждение [применимо
и к конкретным эмпирическим формам].
[Состояние] "только-признака" непосредственно связано
с [состоянием] "отсутствия признака". Будучи тесно
связанным с ним, оно тем не менее отличается [от него], ибо
последовательность [развертывания гун] не может быть нарушена.
Точно так же и шесть неспецифических [форм], тесно связанных
с "только-признаком", отличны от него ввиду неизменной
последовательности [развертывания гун]. Подобным же образом
элементы и органы чувств, связанные с неспецифическими [формами,
в то же время] отличны от них.
Как было сказано ранее, нет [какой-либо] иной сущности сверх
специфицированных [форм], поскольку специфицированные [формы]
в другие сущности не преобразуются. Что же касается преобразования
их качественной определенности, свойств и состояний, то это
будет рассмотрено в дальнейшем (10). Видимое, [таким образом],
разъяснено.
Следующая [сутра] имеет целью определение собственной формы
видящего, [то есть Пуруши].
20. Зритель есть не что иное, как
способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все]
содержания сознания.
[Определение] "только-видение" (1) означает не что
иное, как [чистую] способность видения, свободную от [каких-либо]
конкретных спецификаций. Этот [Зритель, то есть] Пуруша, обладает
рефлексивным знанием буддхи, [или психического]. Он не тождествен
буддхи и не абсолютно отличен от него. [Рассмотрим это подробнее].
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|