 |
Эта скрытая потенция кармы называется тройственным созреванием
[следствия] в силу того, что она обладает свойством быть причиной
рождения, продолжительности жизни и [соответствующего] опыта.
Поэтому скрытая потенция кармы считается относящейся к одному
существованию (4).
Однако [в случае когда ее влияние] должно быть испытано в
"видимом рождении", то из-за свойства быть причиной
[соответствующего] опыта она кладет начало созреванию одного
[следствия] , а из-за свойства быть причиной [соответствующего]
опыта и продолжительности жизни она кладет начало созреванию
двух [следствий], как в случае с Нандишварой или Нахушей.
Но это сознание, словно рыболовная сеть, сплошь покрытая затянутыми
узлами, с безначальных времен перенасыщено следами [бессознательных]
впечатлений, которые сформировались вследствие переживания
результатов [прежних] аффектов и кармы. Таким образом, этим
бессознательным впечатлениям предшествует более чем одно существование.
Что же касается скрытой потенции кармы, то считается, что
она относится лишь к одному существованию.
Те санскары, которые суть причины памяти, и есть [не что иное,
как] следы бессознательных впечатлений, и они существуют на
протяжении безначального времени. Что касается скрытой потенции
кармы, которая относится [только] к одной жизни, она имеет
как установленное созревание следствия, так и неустановленное
созревание следствия. Здесь прослеживается такая закономерность:
установленное созревание следствия должно испытываться в видимом,
[то есть настоящем], рождении, тогда как неустановленное созревание
следствия должно испытываться в невидимых, [то есть будущих,
формах] рождения.
- Почему?
- Потому что та [скрытая потенция кармы], которая должна быть
испытана в невидимых [формах] рождения и созревание следствия
которой не установлено, имеет три [возможных] исхода: устранение
созданного [кармой] без созревания следствия, или растворение
в преобладающем действии, или длительное существование в условиях
подчинения преобладающему действию, которое с неизбежностью
приносит следствие.
Здесь устранение созданного [кармой] без созревания [соответствующего]
следствия есть то же самое, что и устранение "черной"
кармы в результате возникновения "светлой" кармы
уже в этом [рождений]. Как сказано в этой связи, "поистине,
следует знать, что есть два, и только два [типа] действий:
отдельная совокупность [следствий], созданная благими [деяниями],
уничтожает [совокупность следствий] неблагих деяний. Поэтому
стремись совершать [лишь] благие действия в этой жизни. [Так]
мудрые разъясняют тебе, [что есть] карма".
Растворение в преобладающем действии [нужно понимать сообразно
тому], что сказано ниже: "Если есть небольшая примесь
[неблагой деятельности], то она легко устранима; ею легко
пренебречь, ибо ее недостаточно, чтобы устранить благое".
- Почему?
- Потому что в моем случае совершено множество других благих
[действий]. И когда эта [примесь неблагого] растворяется [в
преобладающем действии], даже на небе уменьшить [следствие
благого действия] она может в очень малой степени.
- Но что это такое - длительное существование в условиях подчинения
преобладающему действию?
[Объясним]: в том случае, когда существует действие, следствие
которого с неизбежностью должно быть обретено в опыте невидимого,
[будущего] рождения, то смерть [как таковая] и называется
общей причиной проявления этого [действия]. Однако при [действии]
с неустановленным созреванием следствия, которое должно быть
испытано в невидимом рождении, это не так. Напротив, до тех
пор пока не созреют условия, заставляющие проявиться общую
причину действий (5), то действие, которое должно быть испытано
в невидимом рождении и созревание следствия которого не установлено,
может быть или прерванным, или растворенным [в другом действии],
или же пребывающим в ожидании [своего часа], будучи в течение
долгого времени подчиненным [главному действию].
Ввиду отсутствия определенности относительно места, времени
и причины созревания результатов [действия] пути кармы крайне
разнообразны и трудно познаваемы. [И тем не менее], поскольку
исключения не устраняют общего правила (6), скрытая потенция
кармы понимается [нами] как относящаяся только к одному [наличному]
существованию.
14. Ввиду обусловленности добродетелью
или пороком они имеют [своим] результатом наслаждение [или]
страдание.
Они - [то есть] рождение, продолжительность жизни и [соответствующий]
опыт - имеют [своим] результатом наслаждение, [когда] обусловлены
добродетельной, [то есть благой, кармой]; [если же] обусловлены
пороком, [то] результатом они имеют страдание.
Страдание есть то, что по самой своей сути неприемлемо [для
обычных существ], для йогина же даже в момент наслаждения
чувственным объектом существует лишь страдание, [то есть]
то, что неприемлемо по своей сути.
- Как это можно объяснить?
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4]
[5] [6-10]
[11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|