 |
15. Поистине,
для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному
изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а
также по причине противоречивого развертывания гун.
Опыт наслаждения у каждого [индивида] связан с влечением и
опирается на одушевленные и неодушевленные средства его реализации.
В этом случае [всегда] существует [скрытая потенция], или
предрасположенность к действию, порожденная влечением.
Точно так же [индивид] испытывает враждебность по отношению
к средствам, причиняющим страдание, или приходит в замешательство
(1). Иначе говоря, есть также и предрасположенность к действию,
порожденная враждебностью или тупостью, [то есть сугубой закоснелостью
в невежестве].
В этой связи было сказано: "Наслаждение невозможно без
причинения вреда живым существам". Следовательно, есть
также и физическая предрасположенность к действию, созданная
насилием, причинением вреда. [Именно] поэтому наслаждение
чувственными объектами было названо неведением.
Удовлетворение потребности органов чувств в объектах наслаждения
есть счастье. Неудовлетворенность страстного желания есть
страдание. [Отсюда следует, что] нельзя достичь бесстрастия
органов чувств повторяющейся практикой наслаждения.
- Почему?
- Потому что из-за повторяющейся практики наслаждения усиливаются
влечения, а также искушенность органов чувств [в наслаждении]
. Именно поэтому практика наслаждения не может быть средством
[обретения непреходящего] счастья. Поистине, тот, кто, стремясь
к счастью, привязывается к чувственным объектам и погружается
в великую трясину страдания, подобен [человеку] , который,
боясь укуса скорпиона, оказывается ужаленным змеей.
Это свойство страдания быть связанным с [непрерывным] изменением
называется неудовлетворенностью, [оно] причиняет боль только
йогину, даже пребывающему в состоянии счастья.
- Далее, что такое страдание, связанное с беспокойством?
- Ощущение беспокойства у всех [живых существ] связано с враждебностью
и опирается на одушевленные и неодушевленные средства ее реализации.
В этом случае тоже существует предрасположенность к действию,
порожденная враждебностью. [Индивид] , стремящийся к обладанию
средствами наслаждения, испытывает трепет в теле, речи и разуме.
Поскольку [при этом] он творит благо или [причиняет] вред
другому, то вследствие приносимых другим [существам] пользы
или вреда он накапливает благую или неблагую [карму]. Такая
предрасположенность к действию возникает по причине жадности
или помраченности. Это и называется страданием, вызываемым
беспокойством.
- Что такое страдание, причиняемое [следами прошлых] впечатлений,
[то есть формирующими факторами]?
- Из-за [прошлого] опыта наслаждения [возникает] предрасположенность
к впечатлениям наслаждения, а из-за [прошлого] опыта страдания
- предрасположенность к впечатлениям страдания. И таким образом,
когда плод [прошлых] действий созревает - в виде наслаждения
или страдания - снова и снова [происходит] накопление предрасположенности
к действию. Так этот не имеющий начала поток страдания, разливаясь
все шире и шире, в силу своей неприемлемой сущности угнетает
даже йогина.
- Почему?
- Мудрый подобен глазному яблоку. Как при попадании [именно]
в глаз, а не на другую часть тела, мельчайшая шерстинка причиняет
боль своим прикосновением, так и эти [прошлые впечатления]
страдания причиняют боль только йогину, который [своей чувствительностью]
подобен глазному яблоку, но не другим субъектам опыта. Другие
же, кто время от времени отбрасывает страдание, вызываемое
собственными действиями, которое [тем не менее] возникает
вновь и вновь, кто обретает страдание, которое время от времени
бывает отброшено, кто как бы полностью затоплен потоком сознания,
расцвеченного следами прошлых впечатлений, не имеющих начала,
кто вследствие неведения подпадает [под власть ложных представлений]
о "я" и "мое", от которых следует избавиться,
- [те другие], рождающиеся вновь и вновь, подвержены тройственным
мукам, [обусловленным] причинами внешними, внутренними либо
теми и другими вместе. И так, видя самого себя и все многообразие
живых существ вовлеченными подобным образом в безначальный
поток страдания, йогин находит убежище в истинном знании -
причине прекращения всякого страдания.
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|