 |
- Сколько таких причин насчитывается в шастре?
[Автор] говорит: "Только девять, а именно: возникновение,
сохранение [состояния], проявление, изменение, познание, обретение,
разъединение, преобразование и поддержание. Все это -девять
видов [действия] причины".
Из них причина возникновения - [это] манас для процесса познания;
причина сохранения состояния, [то есть длительности] , - цель
Пуруши для манаса или пища для тела; причина проявления -
свет как для формы, так и для восприятия формы. Причина изменения
- другой объект для манаса, как, [например], огонь для приготовления
пищи. Причина познания - восприятие дыма для вывода [о существовании]
огня. Причина обретения - использование вспомогательных средств
йоги для различающего постижения. Причина разъединения - та
же самая [практика] для загрязненного [сознания] . Причина
преобразования - золотых дел мастер для золота.
Аналогичным образом причиной трансформации представления об
одной и той же женщине выступает неведение в случае [ментальной]
тупости, враждебность в случае страдания, страсть в состоянии
счастья, знание реальности в случае [полной] незаинтересованности.
Причина поддержания - [это, например], тело для органов чувств
и, [наоборот], органы чувств для тела; "великие элементы"
-[причина поддержания] тел, которые, в свою очередь, [выступают
взаимной причиной поддержания] всех других тел, поскольку
животные, люди и боги служат взаимной пользе.
Таковы девять причин. И они могут быть отнесены в той мере,
в какой это возможно, также и к другим объектам. Однако что
касается применения средств йоги, [то здесь] существует причинность
лишь двух типов.
Далее
рассматриваются [вспомогательные] средства йоги.
29. Самоконтроль, соблюдение [религиозных]
предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение
[органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание
и сосредоточение - [таковы] восемь средств [осуществления]
йоги (1).
[Далее] мы рассмотрим в изложенной последовательности их внутреннюю
сущность и способы применения.
30. Самоконтроль - [это] ненасилие,
правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
Из них ненасилие (1) есть непричинение вреда всем живым существам
каким бы то ни было способом и во все времена. Последующие
[виды] самоконтроля и соблюдение [религиозных] предписаний
имеют [своим] корнем (2) это [ненасилие]. Поскольку их назначение
состоит в совершенствовании [способности ненасилия], то они
излагаются, чтобы научить ему. И практикуются они как дополнительные
[средства] именно для того, чтобы придать ненасилию совершенную
форму. Сказано в этой связи: "Поистине, тот - брахман,
кто в той мере, в какой он хочет принять многие обеты и соответственно
отказывается от насильственных действий, обусловленных небрежением,
придает ненасилию [все более] совершенную форму".
Правдивость есть соответствие речи и ума (манаса) реальной
действительности (3). Каковы увиденное, логически выведенное
или услышанное, таковы речь и ум. Если слова произнесены [кем-либо]
для того, чтобы передать свое знание другому, они не должны
быть лживыми, ошибочными, или лишенными истинного содержания.
Их использование имеет целью благо всех живых существ, но
отнюдь не причинение им вреда. Если же слова произносятся
[с благим намерением], но впоследствии могут причинить вред
живым существам, то [такие слова] будут не правдивыми, а лишь
приносящими зло. Из-за ложной праведности, то есть внешнего
подобия добродетели, они становятся худшим злом. Поэтому,
имея в виду благо живых существ, надлежит говорить правду.
Воровство есть беззаконное (4) присвоение вещей, [принадлежащих]
другому. Его противоположность - честность [как неворовство]
, представляющая по своей форме отсутствие алчности.
Воздержание есть полный контроль [функции] половых органов
и скрытых потребностей.
Неприятие даров есть отказ [от подносимых] предметов ввиду
понимания [всех] дефектов, связанных с их получением, сохранением,
потерей, привязанностью к ним и их повреждением.
Таковы эти [пять видов] самоконтроля.
Они же,
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30] [31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|