40. Благодаря чистоте [возникает]
отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
Испытывая отвращение к собственному телу, [йогин], практикующий
очищение, видит все его дефекты и, не чувствуя [никакой] привязанности
к нему, становится аскетом.
Далее, "нежелание контакта с другими [телами]".
Наблюдая истинную природу телесности и желая освободиться
даже от собственного тела, - ибо [йогин] видит, что оно остается
нечистым и после очищения землей, водой и прочими [средствами],
- может ли он стремиться к контакту с другими телами, также
в высшей степени нечистыми?
41. Чистота саттвы, ментальное
удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов
чувств и способности самонаблюдения.
[Слова "и] возникают" делают предложение законченным.
Благодаря [практике] очищения возникает чистота саттвы; из
нее - ментальное удовлетворение, от него - сконцентрированность
[сознания], из нее - подчинение органов чувств, из него -
способность саттвы разума к самонаблюдению (1). Все это [йогин]
обретает благодаря твердости в практике очищения.
42. Вследствие удовлетворенности
[становится возможным] обретение высшего счастья.
В этой связи сказано: "Каким бы ни было счастье в чувственном
мире и каким бы ни было высшее блаженство [в мире] богов,
и то, и другое несравнимы даже с одной шестнадцатой частью
блаженства, обретаемого при устранении желаний".
43. Вследствие устранения нечистоты
благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела
и органов чувств.
Только практика подвижничества способна устранить [всякую]
нечистоту, обусловленную загрязняющими препятствиями.
Вследствие исчезновения загрязняющих препятствий [возникают]
телесные совершенные способности - уменьшение до мельчайшего
размера (анима) (1) и прочее. Подобным же образом [возникают]
также совершенные способности органов чувств - слышание и
видение на большом расстоянии и т. д.
44. В результате самообучения [возникает]
связь с наставляющим божеством.
Боги, риши и [великие] сиддхи (1) входят в поле зрения [йогина],
предрасположенного к самообучению, и принимают участие в его
работе.
45. Благодаря упованию на Ишвару
[обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.
Тот, кто посвятил все свое существование Ишваре, [обретает]
совершенство в [йогическом] сосредоточении, благодаря которому
он безошибочно познает все, что захочет, [даже если оно находится]
в другом месте и в другом времени. Отсюда его мудрости открыто
все так, как оно существует в действительности.
Самоконтроль и соблюдение [религиозных] предписаний вместе
с [обретаемыми в результате] совершенными способностями объяснены.
Далее мы опишем асаны и прочее.
46. Асана есть неподвижная и удобная
[поза].
Например: поза лотоса, поза героя, благоприятная поза, свастика,
поза палки, поза со вспомогательной опорой, поза лежания,
поза сидящего журавля, [поза] сидящего слона, [поза] сидящего
верблюда, равновесная поза, неподвижная-и-удобная поза, наиболее
легкая и прочие [позы] такого рода (1).
47. При прекращении усилия [или]
сосредоточении на бесконечном...
Опущенная часть предложения: [Асана] достигается...
Совершенство асаны достигается при [полном] снятии напряжения,
благодаря чему прекращаются [все] движения тела. Или же асана
реализуется при сосредоточении сознания на бесконечном.
48. Благодаря ей прекращается воздействие
парных противоположностей (1).
В результате овладения асанами [йогин] становится неподверженным
воздействию парных противоположностей - холоду, жаре и т.
д.
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|