Итак, дремлющее состояние [аффектов] и невозможность их произрастания
из прокаленных семян объяснены.
Теперь
речь идет об ослабленности: аффекты, подавленные культивированием
противоположных [состояний] (3), становятся слабыми.
Аналогичным
образом [аффекты называются] прерванными, когда, перехватываемые
[время от времени] тем или иным объектом, они снова и снова
проявляются в активной форме.
-
Почему [это происходит]?
-
Потому что во время страстного влечения, [например], враждебность
не обнаруживается. И действительно, во время страстного влечения
нет активного проявления враждебности. А влечение, [в свою
очередь], испытываемое по отношению к определенному | объекту],
не исчезает по отношению к другим объектам. Так, страсть,
испытываемая Чайтрой к одной женщине, отнюдь не исключает
страсти к другим женщинам, просто [в данный момент] страсть
проявляется к этой [женщине], в будущем же она может проявиться
и к другим. Иными словами, эта [будущая способность влечения]
есть одновременно и дремлющая, и ослабленная, и прерванная.
Тот
же [аффект], который реализуется по отношению к чувственному
объекту, [называется] полностью развернутым.
Все
эти [четыре состояния] не выходят за пределы сферы эффективности.
-
Что же, в таком случае [каждый] аффект называется прерванным,
дремлющим, ослабленным или полностью развернутым?
-
Это именно так. Однако они [классифицируются] по свойствам
быть прерванными и т. д., [только будучи] привязанными [к
тем или иным объектам]. Подобно тому как [аффект] перестает
действовать в результате культивирования противоположного
[состояния] , он точно так же проявляется через выражающий
его признак.
Все
эти аффекты суть лишь разновидности неведения.
-
Почему?
-
[Потому что] все они захлестнуты неведением. Когда реальный
объект преформировывается [в сознании] вследствие неведения,
именно при нем аффекты и обретают поддержку (4). Они обнаруживаются,
когда [налицо] ложные содержания сознания, и устраняются при
устранении неведения.
Теперь
излагается сущность неведения.
5.
Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана
в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
Постижение
вечного в невечных следствиях [можно видеть] на примере [высказываний]:
земля непреходяща, небо с луной и звездами вечно, обитатели
неба бессмертны. Так же [следует понимать] и видение чистоты
в нечистом и в высшей степени отвратительном теле. Сказано:
"По причине нахождения [в материнском лоне], рождения,
поддержания жизни [пищей], выделений, разрушения [плоти],
а также необходимости содержать тело в чистоте мудрые понимают,
что оно нечисто".
Постижение
чистого в нечистом можно видеть [и на другом примере]: "Эта
девушка привлекательна, как серп молодого месяца, члены ее
словно сотворены из меда и амриты; она кажется рожденной из
[осколка] расколовшейся луны; глаза ее продолговаты, подобно
лепесткам синего лотоса; своими кокетливыми взглядами она
словно освежает все живое".
[Как
разобраться], что с чем здесь связано? В результате и возникает
представление о чистом относительно [того, что само по себе]
нечисто.
Этим
[примером] объяснено [и ложное представление] о добродетельном
в том, что недобродетельно, а также представление о достойном
в том, что недостойно.
Подобным
же образом [автор] намерен сказать и об отнесении к счастью
[того, что есть] страдание: "Для наделенного различающим
знанием все [существующее] есть поистине страдание - в силу
[непрерывного] изменения, беспокойства, обусловленности, несчастья
и по причине [взаимной] противоположности в проявлении гун".
Неведение и есть принятие [всего] этого за счастье.
Точно
так же и принятие атмана, то есть "я", за то, что
не есть "я", будь то внешние средства (1) - одушевленные
или неодушевленные, или тело как опора чувственного опыта,
или рассудок как инструмент Пуруши, - [все это] есть [ошибочное]
принятие за "я" того, что есть "не-я",
[то есть не-атман].
Так,
в связи с этим сказано: "Тот, кто, постигнув [некоторую]
сущность - проявленную или непроявленную - как свойство "я",
радуется ее процветанию, считая это своим собственным процветанием,
или печалится ее упадку, полагая [это] своим собственным несчастьем,
тот абсолютно непросветленный".
[Все] это и есть неведение четырех видов, которое служит источником
непрерывного потока аффектов и скрытой предрасположенности
к деятельности вместе с ее результатами.
Глава
вторая "О способах осуществления"
[1-4]
[5] [6-10]
[11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|