25. Избавление есть отсутствие
соединения вследствие отсутствия [неведения]; это - абсолютная
обособленность Видящего.
Отсутствие соединения буддхи и Пуруши, [то есть] окончательное
устранение оков, имеет своей причиной отсутствие неведения,-
таков смысл [сутры]. Это избавление и есть абсолютное обособление
Видящего, то есть бытие Пуруши в несмешанном состоянии, [когда
он] более не соединяется с гунами.
При прекращении [действия] причины страдания наступает прекращение
страдания, то есть избавление. Тогда Пуруша пребывает в собственной
форме - так сказано.
Что же является средством достижения [этого] избавления?
26. Средство избавления - неколебимое
различающее постижение.
Различающее постижение (1) есть знание [фундаментального]
различия саттвы и Пуруши. Однако это [постижение] неустойчиво,
если ложное знание не устранено. Когда ложное знание, [сведенное]
к состоянию прокаленного на огне семени 2, более не способно
плодоносить, тогда поток различающих содержаний сознания,
принадлежащих саттве, которая стряхнула с себя раджас аффектов
и пребывает в состоянии высшей ясности и в осознании высшего
господства, становится незамутненным. Это различающее постижение,
будучи неколебимым, и есть средство избавления. Благодаря
ему ложное знание приходит в состояние прокаленного на огне
семени, то есть оно не способно более плодоносить.
Таким образом, это средство избавления и есть путь освобождения.
27. Его мудрость предельного уровня
(1) - семи видов.
[Слово] "его" заменяет [выражение] "того [йогина],
у которого возникло [различающее] постижение". "Семи
видов" означает, что мудрость различающего, после того
как в результате удаления грязи, образующей нечистый покров
(2), другие содержания сознания более не возникают, становится
семеричной, [то есть определяется следующими] семью признаками.
(1) Познано [все], что следует устранить; в нем не осталось
ничего, что должно быть познано. (2) Причины того, что следует
устранить, [полностью] разрушены; в них не осталось ничего,
что должно быть разрушено. (3) Избавление воспринимается непосредственно
в йогическом сосредоточении, [именуемом] прекращение [потока
сознания]. (4) Средство избавления в форме различающего постижения
стало объектом [непрерывного] культивирования. Это и есть
четырехвидовое освобождение от следствий благодаря мудрости.
Что касается освобождения сознания, то оно - трех видов. (5)
Буддхи завершил свою функцию. (6) Гуны, словно лишенные устойчивости
камни, падающие с вершины горы, стремятся к растворению в
своей причине и исчезают вместе с ним, [сознанием]. И когда
эти гуны полностью растворены, они не возникают вновь, ибо
[им] нет применения. (7) В этом состоянии Пуруша, выйдя из
соединения с Гунами, [пребывает] в сиянии лишь собственной
сущности, незагрязненной и абсолютно свободной.
Таким образом, Пуруша, отражающий эти семь видов мудрости
предельного уровня, определяется как "искусный"
(мудрый). Он остается освобожденным и "искусным"
даже в случае проявления сознания (3), поскольку он вне [сферы
деятельности] гун.
Различающее постижение становится средством избавления [только
тогда, когда оно] реализовано. Помимо реализации нет [иного]
способа [его осуществления]. Поэтому [далее] говорится:
28. При устранении нечистоты вследствие
применения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется]
до различающего постижения.
Вспомогательных средств йоги (1) - восемь; они описываются
в дальнейшем. В результате их применения наступает угасание,
то есть устранение пятеричного ложного знания, нечистого по
[своей] сути. При его угасании проявляется истинное знание.
Чем больше практикуются средства осуществления [йоги], тем
больше устраняется нечистота. По мере того как [нечистота
сознания] все больше уменьшается, все более усиливается в
соответствии со степенью ее уменьшения свет знания. И это
усиление достигает все более высокой степени совершенства
- вплоть до различающего постижения, то есть до осознания
внутренней сущности Пуруши и гун,- таков смысл [сутры].
Постоянное использование вспомогательных средств йоги есть
инструментальная причина разъединения с загрязненностью [сознания]
, подобно тому как топор [есть инструментальная причина] расчленения
[предметов]. И оно же служит причиной обретения различающего
постижения, подобно тому как праведность [служит причиной
обретения] счастья; в других отношениях оно не является причиной.
Глава вторая "О способах осуществления"
[1-4] [5]
[6-10] [11-13]
[14] [15]
[16-17]
[18] [19-20]
[21-23]
[24] [25-28]
[29-30]
[31-34]
[35-39][40-48]
[49-53]
[54-55]
|