В мире Праджапати, [именуемом также] Махат, [то есть "Великий"]
, обитают пять классов богов: Кумуда, Рибху, Пратардана, Анджанабха
и Прачитабха. Все они обладают способностью подчинять себе
"великие элементы"; их пища - йогическое созерцание,
а продолжительность их жизни - тысяча кальп.
На первой ступени [мира] Брахмы - Джана [пребывают] четыре
класса богов: Брахмапурохита, Брахмакаика, Брахмамахакаи-ка
и Амара. Они обладают способностью подчинять себе "великие
элементы" и органы чувств (16).
На второй ступени [мира] Брахмы - Тапас [обитают] три класса
богов: Абхасвара, Махабхасвара и Сатьямахабхасвара. Они наделены
способностью подчинять себе "великие элементы",
органы чувств и пракрити. Продолжительность жизни каждого
из богов [этих классов] в два раза больше, чем у предыдущего.
Их пищей служит йогическое созерцание, и живут они в постоянном
воздержании. [Их] знание, будучи направленным на высшую [сферу],
не встречает [никаких] препятствий, а в нижних сферах не существует
ни одного объекта, который был бы скрыт от их мысли (17).
На третьей [ступени мира] Брахмы - в мире Сатья [пребывают]
четыре класса богов: Ачьюта, Шуддханиваса, Сатьябха и Санджняасанджни.
Они не имеют определенного местопребывания, "опираются"
сами на себя и располагаются друг над другом. [Эти классы
богов] господствуют над прадханой (первопричиной) и живут
столько, сколько существует космический период творения. Из
них Ачьюта находят удовлетворение в избирательном созерцании,
Шуддханиваса - в рефлексивном созерцании, Сатьябха - в созерцании
чистого блаженства, а Санджняасанджни - в созерцании только-самости.
[Все] они также остаются в тройственном мире (18). Эти семь
миров суть миры Брахмы. Однако те, кто достиг развоплощения
и растворился в пракрити, пребывают в состоянии освобождения
и не находятся ни в одном из миров.
Практикуя санъяму на "двери" солнца (19), иогин
должен достичь непосредственного восприятия этой [вселенной].
А затем пусть он практикует [санъяму] и на других [объектах],
и так до тех пор, пока все не станет [непосредственно] воспринимаемым.
27.
[Благодаря санъяме] на Луне [появляется] знание расположения
звезд.
Практикуя санъяму относительно Луны, пусть [йогин] постигает
расположение звезд.
28. [Благодаря санъяме] на Полярной
звезде [появляется] знание их движения.
Затем, практикуя санъяму на Полярной звезде, пусть он различает
движение звезд. Использование практики санъямы относительно
небесных средств передвижения (1) дает возможность их познания.
29. [Благодаря санъяме] на пупочной
чакре [появляется] знание строения тела.
После санъямы на пупочной чакре [йогин] способен различать
строение тела. Оно включает три гуморальных составляющих:
ветер, желчь и слизь - и семь [телесных] субстанций. Это -
кожа, кровь, мясо, сухожилия, кости, костный мозг и семя.
Распределение [субстанций] здесь таково, что каждая предшествующая
является внешней по отношению к последующей.
30. [Благодаря санъяме] на гортани
устраняются голод и жажда.
Под языком [находится] хорда, под ней - горло, за ним - гортань.
Благодаря санъяме на ней голод и жажда более не причиняют
беспокойства [йогину].
31. [Благодаря санъяме] на черепаховой
трубке [достигается] неподвижность.
Под гортанью в груди [находится] трубка, [похожая] по форме
на черепаху (1). При санъяме на ней достигается состояние
неподвижности, как у змеи или ящерицы.
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31] [32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|