10. Его спокойное течение [достигается]
благодаря санскаре.
Спокойное течение сознания (1) возникает в зависимости от
искусности "работы" с санскарами в "остановленном"
состоянии, [или, как сказано в сутре], "благодаря санскаре".
При ослаблении таких санскар санскара, тяготеющая к остановке,
подавляется той, что наделена свойством активного проявления
(2).
11. Изменение сосредоточения есть
прекращение многонаправ-ленности сознания и возникновение
его однонаправленности (1).
Направленность на все объекты есть свойство сознания; однонаправленность
также есть свойство сознания. Прекращение много-направленности
означает ее постепенное исчезновение. Возникновение однонаправленности,
[или концентрация сознания], есть ее появление,- таков смысл
[сутры].
Сознание выступает носителем обоих этих свойств. И так это
сознание, сопровождаемое обоими свойствами - исчезновением
[многонаправленности] и возникновением [однонаправленности],
- являющимися самой его сущностью, достигает сосредоточенности
(2). Это и есть изменение/развитие сосредоточения сознания.
12. И, наконец, изменение однонаправленности
сознания - [это] тождественность прошедших и возникших познавательных
содержаний.
Прошлое, то есть предшествующее, содержание сконцентрированного
сознания (1) [называется] успокоенным (2), а следующее за
ним и тождественное ему [содержание называется] возникшим
(3). Сознание в состоянии сосредоточения неразрывно связано
с обоими [типами познавательных содержаний], и так продолжается
до тех пор, пока не наступает прекращение [сосредоточения]
(4). В действительности это и есть изменение/развитие однонаправленности
сознания как носителя [качественно-определенных состояний]
(5).
13. Тем самым объяснены изменения
качественной определенности, отличительных признаков и условий
[существования] элементов и органов чувств.
Это следует понимать [в том смысле, что] тем самым, то есть
посредством объясненного ранее изменения сознания в форме
качественной определенности (1), отличительных признаков и
условий [существования], объяснены также и изменения качественной
определенности, отличительных признаков и условий [существования]
элементов и органов чувств (2).
Здесь изменение качественной определенности и изменение отличительных
признаков в субстрате-носителе, [то есть в сознании], есть
ослабление качеств в активном состоянии и проявление их в
"остановленном" состоянии. Остановка, или прекращение
[развертывания] , имеет три отличительных признака, будучи
связанной с тремя формами времени. И действительно, она понимается
как отличительный признак, который существует в настоящий
момент и который, уже потеряв первую временную форму - свойство
будущего, не выходит за пределы [своей] качественной определенности
(3). То, в чем [происходит] ее проявление через внутреннюю
сущность, и есть ее вторая временная форма. Тем не менее она
не лишена связи с прошлым и будущим отличительными признаками.
Аналогичным образом активное проявление [состояний сознания]
также имеет три отличительных признака, будучи связанным с
тремя формами времени. Оно, [проявление], обрело прошлый отличительный
признак, утратив признак, существующий в настоящий момент,
и не выходит за пределы [своей] качественной определенности.
Это - его третья временная форма, но оно не лишено связи с
будущим и настоящим отличительными признаками.
Точно так же и возникающее активное проявление [состояний
сознания], утратив свой будущий отличительный признак и не
выходя за пределы [собственной] качественной определенности,
обретает настоящий отличительный признак, при котором оно
и реализует свою функцию, выступая в собственной форме. Это
- его вторая временная форма, но она тоже не лишена связи
с прошлым и будущим [отличительными признаками]. И так [происходит
его изменение] - то остановка [сознания], то опять его активное
проявление.
Таким же образом [следует понимать] и изменение условий существования:
в моменты остановки [деятельности сознания] санскары остановки
усиливаются, а санскары активного проявления ослабевают. Это
и есть изменение условий существования качественно-определенных
состояний.
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13] [14]
[15] [16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|