Существует различие между словами, объектами и понятиями.
Например: "дворец белеет" - [здесь] имеется в виду
действие; "белый дворец" - имеется в виду определение.
По своей природе слово [выражает] и действие, и отношение,
а также объект и значение.
- Почему?
Вследствие связи "он - такой-то" при условном словоупотреблении
значение будет одним и тем же. Что же касается [реального]
белого объекта, то он выступает [внешней] опорой и слова и
понятия. Находясь в процессе изменения собственных состояний,
[реальный объект] не сопровождается ни словом, ни сознанием.
Аналогичным образом слово и значение [в реальности] не соотносятся
друг с другом. Слово - это одно, объект - другое, значение
- третье; в том и состоит их различие.
Итак, вследствие санъямы на их различии у йогинов возникает
знание звуков, [произносимых] всеми живыми существами.
18. Благодаря непосредственному
постижению санскар [возникает] знание прошлых рождений.
Эти санскары, как известно, двух [видов]: причины памяти и
аффектов, [выступающие] в виде следов бессознательных впечатлений,
и причины созревания [плодов кармы, выступающие] в виде дхармы
и адхармы. Сформированные в прошлых существованиях, они представляют
собой, подобно изменению, усилию [сознания], прекращению [развертывания
сознания], потенциальной энергии [аффектов], жизнеспособности
и дхарме, невоспринимаемые явления сознания. Практика санъямы
на таких [явлениях] способна привести к непосредственному
постижению санскар. Однако их постижение невозможно без чувственного
опыта относительно пространства, времени и [порождающих] условий.
Поэтому только в результате такого непосредственного постижения
санскар у йогинов и возникает знание прошлых рождений.
Точно так же и в иных формах существования благодаря непосредственному
постижению санскар [появляется] ретроспективное знание рождений
и других [живых существ]. Известна, например, следующая история.
"Бхагаван Джайгишавья" (1), который благодаря непосредственному
постижению санскар наблюдал последовательность изменения [собственных]
форм существования на протяжении десяти великих периодов [созидания
Вселенной], обрел высшее различающее знание. И тогда Бхагаван
Аватья, явившись ему в человеческом облике, сказал: "Из-за
того что на протяжении десяти великих периодов созидания Вселенной
саттва твоего разума не была замутнена [ни раджасом, ни тамасом],
ты видел страдание, вызванное рождением среди обитателей адов
и животных. Рождаясь снова и снова среди богов и людей, чего
видел ты больше - счастья или страдания?"
И Джайгишавья ответил Бхагавану Аватье: "Из-за того что
на протяжении десяти великих периодов созидания Вселенной
саттва моего разума, будучи незамутненной, не была подавлена
[ни раджасом, ни тамасом], я видел страдание, обусловленное
рождением среди обитателей адов и животных. Рождаясь снова
и снова среди богов и людей, все, что я испытал, было только
страданием. Так я утверждаю".
Бхагаван Аватья сказал: "А господство Вашей Милости над
первопричиной и высшее счастье удовлетворения - это тоже [должно
быть] отнесено к страданию?"
Бхагаван Джайгишавья сказал: "Это счастье удовлетворения
считается высшим только по отношению к счастью [обладания]
чувственными объектами; но по отношению к абсолютному освобождению
оно есть лишь страдание".
Это [счастье удовлетворения] есть не что иное, как свойство
саттвы разума. [Таким образом, оно обладает природой] трех
гун, а представление [обо всем, что связано] с тремя Гунами,
относится к тому, что должно быть устранено. Сказано в этой
связи: "Цепь желаний имеет природу страдания. Но благодаря
избавлению от пламени страдания, порождаемого желанием, [возникает]
это счастье - невозмутимое, не знающее препятствий, всеблагое".
19. [Благодаря непосредственному
восприятию] содержания познавательного акта [возникает]
знание чужой ментальности (1).
При санъяме на содержании познавательного акта как следствие
его непосредственного восприятия возникает знание ментальности
других [индивидов].
20. Но не вместе с ее опорой, поскольку
[внешняя опора] не может выступать объектом его [познания]
(1).
[Йогин] воспринимает аффективную окрашенность содержаний сознания
[других индивидов], но не воспринимает ту опору, [с которой
связана] аффективная окрашенность. Если
познавательный акт другого [индивида] имеет [соответствующую]
опору, то эта [опора! не может быть объектом сознания йогина.
Таким объектом выступает только содержание сознания другого
[индивида].
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20] [21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|