«Вера, вера, вера в себя, вера, вера в Бога - вот секрет величия. Если вы обладаете верой во все тридцать три миллиона мифологических божеств, а также во всех богов… и все же не обладаете верой в себя, тогда вам не будет спасения. Имейте веру в себя, придерживайтесь этой веры и будьте сильными; именно это необходимо человеку» Вивекананда
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


Яндекс цитирования Rambler's Top100

 

ОГЛАВЛЕНИЕГлава третья | О совершенных способностях  

 

 

 

 

                              Глава третья

 

 

 

                             О совершенных способностях

 

 


      Пять внешних компонентов, [то есть] средств осуществления [йоги], были рассмотрены [выше. Теперь] необходимо рассмотреть концентрацию.

 

 


      1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.

 

 


      Концентрация есть фиксация сознания - по способу деятельности - на пупочной чакре, на лотосе сердца, на лучезарном [центре] в голове, на кончике носа и на прочих подобных местах [на теле] или же на внешних объектах (1).

 

 


      2. Созерцание (дхъяна) есть сфокусированность [однородных] состояний сознания на этом [месте].

 

 


      Сфокусированность сознания (1) на созерцаемом объекте, [находящемся] в данном месте, [или, иными словами], однородное течение содержаний сознания, не нарушаемое (2) другими содержаниями, и есть дхьяна, то есть созерцание (3).

 

 


      3. Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).

 

 


      Когда созерцание проявляется лишь как форма созерцаемого объекта (1), будучи как бы лишенным своей собственной формы, то есть самосознания, тогда вследствие полного растворения во внутренней сущности созерцаемого [объекта] оно называется сосредоточением (2).


      Эти три [высшие функции сознания] - концентрация, созерцание и сосредоточение,- взятые вместе, [получают название] санъяма.

 

 


      4. Три вместе - санъяма.

 

 


      Три средства осуществления [йоги], имея одну и ту же сферу [применения], называются санъяма, [то есть высшая дисциплина сознания]. Таким образом, санъяма есть технический термин для [обозначения] этих трех [функций сознания] в данной системе (1).

 

 

     

      5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.

 


 

      Благодаря овладению санъямой возникает свет мудрости (1), [порождаемой] сосредоточением. В той мере, в какой санъяма обретает [все более] устойчивый характер, в такой же мере мудрость сосредоточения [становится все более] ясной.

 

 

 


      6. Ее применение [осуществляется] постадийно.

 

 


      Применение (1) [санъямы относится] к той ступени практики, которая следует непосредственно после ступени, уже преодоленной посредством этой санъямы. Ни один [йогин], не овладевший предшествующей ступенью [практики], не может, переступив через следующую ступень, достичь санъямы более высоких ступеней. А при ее отсутствии откуда же [может возникнуть] у него свет мудрости?


      Далее, санъяма [йогина], который вследствие упования (2) на Ишвару овладел более высокой ступенью, не применяется для чтения мыслей и т. п. тех, кто находится на более низких ступенях практики (3).


      - Почему?


      - Потому что эта цель достигается иными средствами. Лишь йога учит тому, -что такая-то ступень непосредственно следует за данной ступенью.


      - Каким образом?


      - Об этом сказано: "Йога должна познаваться посредством йоги; йога развивается благодаря йоге. Тот, кто усердно практикует йогу, долго пребывает радостным в йоге".

 

 

 

      7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.

 

 


      Эти три - концентрация, созерцание и сосредоточение - суть внутренние [средства] (1) познавательного сосредоточения в отличие от первых пяти - самоконтроля и прочих средств осуществления [йоги] (2).

 

 


      8. И они же - внешние [средства сосредоточения], "лишенного семени" (1).

 

 


      Эти же три внутренних средства осуществления выступают внешними [средствами] йоги, "лишенной семени".


      - Почему?


      - Потому что она возникает при их прекращении (2).


      Но если в момент прекращения [деятельности] сознания развертывание гун продолжается, то какова в этом случае природа изменения сознания?

 

 


      9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное, как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном состоянии (1).

 

 


      Активно проявляющиеся санскары, или формирующие факторы, есть качественно-определенные состояния сознания (психики); по своей сущности они не являются познавательными актами и потому не могут быть остановлены при прекращении познавательных актов (2). Подавленные (букв, "остановленные".-Пер.) санскары также есть качественно-определенные состояния сознания. Их ослабление и появление (3) [означает, что] активно действующие санскары идут на убыль, а [вместо них] обретаются "остановленные" санскары. Момент остановки нераздельно связан с сознанием.
Такое чередование санскар, происходящее каждый момент в данном сознании, и есть изменение [сознания на стадии] остановки. Тогда в сознании остаются [одни лишь] санскары, или формирующие факторы. Это было объяснено [ранее] в связи с сосредоточением, достигаемым при прекращении [деятельности сознания] (4).

 

 

 

 

      Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"

     [1-9] [10-13] [14] [15] [16-17] [18-20] [21-24] [25-26] [27-31] [32-37] [38-42] [43-45] [46-49] [50-51] [52-53] [54-55]

 




International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта