Глава третья
О совершенных способностях
Пять внешних компонентов, [то есть] средств осуществления
[йоги], были рассмотрены [выше. Теперь] необходимо рассмотреть
концентрацию.
1. Концентрация есть фиксация сознания
на [определенном] месте.
Концентрация есть фиксация сознания - по способу деятельности
- на пупочной чакре, на лотосе сердца, на лучезарном [центре]
в голове, на кончике носа и на прочих подобных местах [на
теле] или же на внешних объектах (1).
2. Созерцание (дхъяна) есть сфокусированность [однородных]
состояний сознания на этом [месте].
Сфокусированность сознания (1) на созерцаемом объекте, [находящемся]
в данном месте, [или, иными словами], однородное течение содержаний
сознания, не нарушаемое (2) другими содержаниями, и есть дхьяна,
то есть созерцание (3).
3. Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное
собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).
Когда созерцание проявляется лишь как форма созерцаемого объекта
(1), будучи как бы лишенным своей собственной формы, то есть
самосознания, тогда вследствие полного растворения во внутренней
сущности созерцаемого [объекта] оно называется сосредоточением
(2).
Эти три [высшие функции сознания] - концентрация, созерцание
и сосредоточение,- взятые вместе, [получают название] санъяма.
4. Три вместе - санъяма.
Три средства осуществления [йоги], имея одну и ту же сферу
[применения], называются санъяма, [то есть высшая дисциплина
сознания]. Таким образом, санъяма есть технический термин
для [обозначения] этих трех [функций сознания] в данной системе
(1).
5. Благодаря овладению ею [возникает]
свет мудрости.
Благодаря овладению санъямой возникает свет мудрости (1),
[порождаемой] сосредоточением. В той мере, в какой санъяма
обретает [все более] устойчивый характер, в такой же мере
мудрость сосредоточения [становится все более] ясной.
6. Ее применение [осуществляется]
постадийно.
Применение (1) [санъямы относится] к той ступени практики,
которая следует непосредственно после ступени, уже преодоленной
посредством этой санъямы. Ни один [йогин], не овладевший предшествующей
ступенью [практики], не может, переступив через следующую
ступень, достичь санъямы более высоких ступеней. А при ее
отсутствии откуда же [может возникнуть] у него свет мудрости?
Далее, санъяма [йогина], который вследствие упования (2) на
Ишвару овладел более высокой ступенью, не применяется для
чтения мыслей и т. п. тех, кто находится на более низких ступенях
практики (3).
- Почему?
- Потому что эта цель достигается иными средствами. Лишь йога
учит тому, -что такая-то ступень непосредственно следует за
данной ступенью.
- Каким образом?
- Об этом сказано: "Йога должна познаваться посредством
йоги; йога развивается благодаря йоге. Тот, кто усердно практикует
йогу, долго пребывает радостным в йоге".
7. Три - внутренние [в отличие]
от предшествующих.
Эти три - концентрация, созерцание и сосредоточение - суть
внутренние [средства] (1) познавательного сосредоточения в
отличие от первых пяти - самоконтроля и прочих средств осуществления
[йоги] (2).
8. И они же - внешние [средства
сосредоточения], "лишенного семени" (1).
Эти же три внутренних средства осуществления выступают внешними
[средствами] йоги, "лишенной семени".
- Почему?
- Потому что она возникает при их прекращении (2).
Но если в момент прекращения [деятельности] сознания развертывание
гун продолжается, то какова в этом случае природа изменения
сознания?
9. Изменение [сознания на стадии]
остановки, связанное с сознанием в моменты прекращения [его
деятельности], есть [не что иное, как] ослабление активных
санскар и появление санскар в подавленном состоянии (1).
Активно проявляющиеся санскары, или формирующие факторы, есть
качественно-определенные состояния сознания (психики); по
своей сущности они не являются познавательными актами и потому
не могут быть остановлены при прекращении познавательных актов
(2). Подавленные (букв, "остановленные".-Пер.)
санскары также есть качественно-определенные состояния сознания.
Их ослабление и появление (3) [означает, что] активно действующие
санскары идут на убыль, а [вместо них] обретаются "остановленные"
санскары. Момент остановки нераздельно связан с сознанием.
Такое чередование санскар, происходящее каждый момент в данном
сознании, и есть изменение [сознания на стадии] остановки.
Тогда в сознании остаются [одни лишь] санскары, или формирующие
факторы. Это было объяснено [ранее] в связи с сосредоточением,
достигаемым при прекращении [деятельности сознания] (4).
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|