38. Вследствие ослабления причины
зависимости и постижения образа действия сознания [становится
возможным] его вхождение в другое тело.
Прикованность изменчивого, нестабильного ума (манаса) к [соответствующему
физическому] телу вследствие проявления скрытых следов кармы
означает его стабилизацию,- таков смысл [определения]. Благодаря
сосредоточению происходит ослабление этой кармы как причины
"прикованности", а постижение образа деятельности
сознания [также] достигается только благодаря сосредоточению.
Вследствие ослабления оков кармы и постижения образа действия
своего сознания йогин, "изымая" сознание из собственного
тела, "помещает" его в другие тела, а за "перемещенным"
сознанием следуют и органы чувств. Подобно тому как пчелы
летят следом за пчелиной маткой и садятся, когда она садится,
так и органы чувств следуют за сознанием, когда оно входит
в другое тело.
39. Вследствие подчинения уданы
преодолеваются [такие] препятствия, как вода, трясина, колючки
и тому подобное, а также [появляется способность] восхождения
[на небо после смерти].
Совокупное функционирование всех органов чувств, которое определяется
праной и другими [факторами], есть жизнедеятельность [как
таковая]. Она - пяти видов. Прана, движение которой осуществляется
через рот и нос, действует вплоть до сердца. Самана же, из-за
равномерного распространения, действует вплоть до пупка. Апана,
поскольку она направляет [жизненные силы] вниз, действует
вплоть до ступней. Удана, идущая вверх, действует вплоть до
головы. Что касается вьяны, то она пронизывает все [тело].
Из этих пяти [жизненных сил] главная - прана.
Благодаря подчинению себе уданы [йогин становится способным]
преодолевать [такие] препятствия, как вода, трясина, колючки
и тому подобное, а также [обретает способность] восхождения
в момент сознательной смерти. Все это достигается вследствие
контроля [уданы].
40. Вследствие подчинения саманы
[возникает] яркое свечение.
[Йогин], контролирующий саману, раздувая (1) [внутренний]
огонь, обретает яркое свечение.
41. Благодаря санъяме на связи
между органом слуха и акашей [возникает] божественное слышание.
Акаша выступает [физической] основой всех органов слуха и
всех звуков. Сказано в этой связи: "У всех, чья способность
слышать относится к одному и тому же [виду] пространства,
проявляется свойство слуха, присущее данному пространству".
Далее, отличительным признаком этой акаши (1) является [абсолютная]
проницаемость. Таким образом, поскольку все нематериальное
не оказывает [физического] противодействия, постольку свойство
быть всепронизывающим признается также и за акашей.
[Наличие] способности слышать может быть логически выведено
на основании восприятия звука. [Так, если имеются два индивида]
: глухой и неглухой, то один воспринимает звуки, а другой
не воспринимает. Следовательно, именно способность слышать,
[то есть слух], и имеет своим объектом звук.
У йогина, который практикует санъяму на связи между слухом
и акашей, возникает способность божественного слышания.
42. Благодаря санъяме на связи
между телом и акашей или вследствие сосредоточения [сознания]
на легкости, [как у ваты, возникает способность] передвижения
в акаше.
Везде, где имеется [физическое] тело, есть и акаша, поскольку
она "предоставляет" вместилище для тела (1). Связь
с акашей и есть обретение [такого вместилища].
Практикуя санъяму на этой [связи, йогин] подчиняет себе связь
[с акашей]. А достигнув сосредоточения сознания на легчайших
[объектах, таких, как] вата (2) и тому подобное, вплоть до
атомов, [йогин], подчинивший себе связь [с акашей], сам становится
невесомым. Благодаря [такой] легкости он может шагать по воде,
а уже после этого может шагать даже по паутине (3), а затем
и по солнечному лучу. И наконец, у него появляется способность
передвигаться по собственной воле и в акаше.
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42] [43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|