 |
Здесь изменение субстрата-носителя [происходит] через качественно-определенные
состояния, изменение качественно-определенных состояний, [характеризующихся]
тремя формами времени,- через отличительные признаки, а изменение
отличительных признаков - через условия существования. Иными
словами, вследствие изменения качественно-определенных состояний,
отличительных признаков и условий существования развертывание
гун не прекращается ни на мгновение, ибо это развертывание
есть [вечное] движение (4).
Но как было сказано, причина деятельности гун - их собственная
природа. Под этим следует понимать три вида изменения в ["великих]
элементах" и органах чувств, поскольку существует различие
между качественно-определенным состоянием и его носителем-субстратом.
Однако в высшем смысле есть только одно изменение, так как
дхарма, то есть качественно-определенное состояние,- не что
иное, как собственная форма носителя-субстрата, и через дхарму
проявляется лишь [определенная] модификация носителя. При
этом в носителе-субстрате происходит только изменение формы
существования наличной, [то есть присутствующей в настоящий
момент], дхармы относительно прошлого, будущего и настоящего
модусов времени, а не изменение [самой] субстанции. Это подобно
тому [случаю], когда, разбив золотой сосуд, превращают его
затем в нечто иное, но при этом изменяется не золото, а лишь
форма его существования (5).
- Другой, [то есть оппонент], говорит: носитель не есть что-то
существующее помимо дхарм, поскольку он не выходит за пределы
реальной сущности [своих] качественно-определенных состояний.
Если бы он был [чем-то], присутствующим [во всех своих определенных]
состояниях, но отличным от них, [то] он являл бы собой [нечто]
абсолютно неизменное, хотя и связанное [со своими] предшествующими
и последующими состояниями.
- Это не доказывает ошибочность [наших рассуждений].
- Почему?
- Потому что нельзя прийти к абсолютно однозначному выводу.
Так, этот тройственный мир теряет свои индивидуальные формы
[проявления], поскольку отрицается [его] вечность. Но и при
их отсутствии он существует, поскольку отрицается [его] уничтожение.
Его "тонкая" форма [существования] обусловлена слиянием
[гун], а по причине слияния его "тонкость" не воспринимаема.
Качественная определенность в изменении отличительных признаков
присутствует [во всех трех] формах времени. Она [называется]
прошлой, когда она связана с прошлым отличительным признаком
и не лишена связи с будущим и настоящим [отличительными признаками].
Соответственно [она называется] будущей, когда она связана
с будущим отличительным признаком и не лишена связи с настоящим
и прошлым отличительными признаками. Аналогичным образом она
- настоящая, то есть существующая в данный момент, когда она
связана с настоящим отличительным признаком и не лишена связи
с прошлым'и будущим отличительными признаками, подобно тому
как мужчина, испытывающий влечение к одной женщине, не свободен
от влечения к остальным женщинам.
Однако другие находят ошибку [в этом рассуждении]: в случае
изменения отличительного признака ввиду связи каждого признака
со всеми отличительными признаками происходит смешение форм
времени.
Опровержение этого возражения [заключается в следующем]. Свойство
дхарм быть качественной определенностью не требует доказательства.
При существовании качественной определенности необходимо рассмотреть
также и различие отличительных признаков. Их качественная
определенность не относится только к настоящему времени. Если
бы это было так, то сознание не могло бы обладать свойством
страстного влечения, поскольку во время гнева оно не проявлялось
бы. Более того, невозможно, чтобы три [разновременных] отличительных
признака были бы свойственны одному индивиду одновременно.
Однако они могут возникнуть во временной последовательности
благодаря действию проявляющей их причины. Как было сказано
[ранее], высокоинтенсивные формы и действия противостоят друг
другу, но обычные [формы и действия] сосуществуют с интенсивными.
Поэтому смешения времени не происходит. Например, [когда]
страсть активно направлена только на определенный объект,
[нельзя сказать, что] она отсутствует в это время по отношению
к другим [объектам]. Она по-прежнему существует, но лишь в
обычной форме. Таким образом, она существует тогда и по отношению
к ним. То же самое [можно сказать] и об отличительном признаке.
Три формы времени [характеризуют] не носитель-субстрат, они
характеризуют дхармы, или качественные определенности, которые
могут быть проявленными или непроявленными. Когда они проявлены,
они, обретя то или иное состояние, определяются соответственно
их различиям; [иными словами], они различаются своими состояниями,
[или условиями существования], но не субстанциально. Так,
единица в позиции сотен [означает] сто, в позиции десяток
- десять, а в позиции единиц - единицу. Точно так же одна
и та же женщина называется и матерью, и дочерью, и сестрой.
Некоторые говорят, что при [допущении] изменения состояний
[возникает] ошибка заключения о неизменности [всех характеристик].
- Каким образом?
- В силу того, что формы времени оказываются разделенными
по [принципу] деятельности: когда дхарма не выполняет свою
функцию, тогда она - будущая, когда выполняет, тогда она -
настоящая; когда, выполнив [свою функцию, дхарма] перестала
существовать, тогда она - прошлая. Таким образом, возникает
[представление] о неизменности качественно-определенных состояний,
[их] носителя, отличительных признаков и условий существования.
Другие и называют это ошибкой. Но в действительности ошибки
здесь нет.
- Почему?
- Вследствие многообразия [способов] взаимодействия гун даже
при вечности [их] носителя. Подобно тому как [индивидуальная]
форма есть не что иное, как имеющая начало и конец качественная
определенность звука и прочего, [обусловленных] неуничтожимыми
Гунами, так и линга (знак) есть лишь имеющая начало и конец
качественная определенность неуничтожимых гун - саттвы и других.
Представление о трансформации [и относится] к такой [качественной
определенности].
Здесь [можно привести] следующий пример. [В процессе изготовления
горшка] глина, то есть субстанция, вследствие принятия конкретной
формы шара переходит из [своей] качественной определенности
в иную качественную определенность. [Это] -трансформация качественной
определенности. Форма горшка, утратив свой будущий отличительный
признак, обретает отличительный признак, наличествующий в
настоящий момент. Это - трансформация отличительного признака'.
Горшок, каждое мгновение представая в опыте как новый или
старый, демонстрирует трансформацию состояний, или условий,
существования.
Другая качественная определенность есть состояние субстрата-носителя,
а другой отличительный признак - состояние качественной определенности.
Таким образом, [подобные] различения демонстрируют [в конечном
счете] лишь трансформацию одной [и той же] субстанции. Аналогичным
образом следует рассматривать и иные категории (6).
Эти трансформации качественной определенности, отличительных
признаков и состояний не выходят за пределы собственной сущности
носителя, [то есть субстанции]; иначе говоря, существует только
одна трансформация, которой подвержены все эти конкретные
характеристики.
Итак, что же такое трансформация, или изменение? Изменение
- это возникновение новой качественной определенности при
исчезновении прежней качественной определенности субстанции,
которая остается постоянной. Здесь
14. носитель, [то есть субстанция],
последовательно выступает как исчерпавшая себя, наличная
[или] невыразимая качественная определенность.
Дхарма, или качественная определенность, есть не что иное,
как способность (букв, "энергия".- Пер.)
носителя, ограниченная [конкретной областью] применения. И
она обладает реальным бытием, выводимым логически из различных
производимых ею следствий, которые воспринимаются как та или
иная [конкретная форма] одной [и той же субстанции]. При этом
настоящая, [то есть имеющаяся в данный момент], дхарма - та,
которая представлена в опыте как осуществляющая собственную
деятельность '; она отлична от других дхарм - "успокоенных",
[то есть исчерпавших себя], или "невыразимых", [то
есть тех, которые не могут быть
определены].
- Но когда она выступает как общее, [присущее всем этим состояниям],
тогда что она такое и чем отличается [от других дхарм] - ведь
[в таком случае она характеризуется] лишь свойством быть собственной
формой носителя, [то есть субстанции] ?
- Здесь, действительно, [существуют только] три качественные
определенности носителя: исчерпавшие себя, появившиеся и "невыразимые".
Исчерпавшие себя - это те, которые, выполнив свою функцию,
перестали существовать; появившиеся - это те, которые осуществляют
свою деятельность, и они непосредственно предшествуют своему
будущему отличительному признаку. Прошлые -[те, которые] предшествуют
настоящему.
- Почему настоящие [дхармы] не предшествуют непосредственно
прошлой [качественной определенности]?
Потому что здесь отсутствует отношение предшествования и следования,
которое существует между будущим и настоящим 2. В случае с
прошедшим это не так. Поэтому нет [ничего, что] непосредственно
предшествует прошлому. Отсюда [вытекает, что] именно будущее
следует непосредственно за настоящим.
Далее, что такое "невыразимое"?
- Все, что содержится во всем. В этой связи было сказано:
"Всепроникающие соки и прочее [как продукты] трансформации
[элементов] воды и земли обнаруживаются в неподвижных растениях.
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|