 |
43. Реальная деятельность [сознания]
вне [тела называется] Великой бестелесной; благодаря ей
устраняется препятствие для света.
Концентрация [сознания, при которой] манас функционирует вне
тела, называется бестелесной. Если она является лишь [направленной]
вовне деятельностью манаса, пребывающего внутри тела, то она
получает название проективной (воображаемой) (1). Когда же
она [представляет собой] внешнюю деятельность манаса, который
находится вовне и не зависит от тела, то она, разумеется,
непроективна, [то есть реальна сама по себе].
Посредством проективной концентрации [йогины] реализуют непроективную
[концентрацию сознания, называемую] Великой бестелесной (2),
с помощью которой они входят в другие тела. Вследствие такой
концентрации пелена, которая закрывает саттву разума (буддхи),
чья сущность - свет, и вызывает тройственное созревание аффектов
и кармы (3), будучи укорененной в раджасе и тамасе, [полностью]
рассеивается.
44. Благодаря санъяне на грубом,
на собственной форме, на тонком, на присущем и на целеполагании
[возникает способность] подчинения себе "[великих]
элементов".
Здесь специфические [качества] - звук и т. д., [принадлежащие]
земле и прочим ["великим элементам"], вместе со
своей конкретной формой проявления и другими свойствами терминологически
обозначаются словом "грубое". Это первый аспект
"[великих] элементов".
Второй аспект - общее как их родовая характеристика: у земли
- плотность, у воды - вязкость, у огня - жар, у ветра -движение
и у акаши - всепроницаемость. Этот [аспект] обозначается словами
"собственная форма". Звук и прочее суть специфические
[качественные определенности] общего. Как было сказано, "все
эти [сущности], обладающие общей родовой характеристикой,
различаются лишь своей качественной определенностью"
(1). В этой [системе] субстанция есть целокупность общего
и специфического (единичного).
Известно, что [есть] два типа множеств. [В первом выделение]
различных составляющих его частей отсутствует (2), [например]
тело, дерево, стадо, лес. [Ко второму типу относятся] множества,
составные части которых получают [соответствующее] наименование,
[например, "принадлежащий] к обоим видам - богов и людей".
Здесь одна часть множества - боги, а другая - люди. Именно
из них и образуется [данное] множество. Кроме того, оно подразумевает
[определенное] тождество в различии, [например] роща из манговых
деревьев, собрание брахманов, [понимаемые как] манговая роща,
брахманское собрание.
Далее, это множество - двух видов. [Первый представляет собой
целое], части которого существуют как отдельные друг от друга;
[второй - такое целое], части которого существуют как нераздельные
(3). Множество, части которого существуют по отдельности,-
[это, например], роща или собрание; [второй вид множества]
- целое, части которого существуют в нераздельности, [например]
тело, дерево, атом. [Все они] обладают природой общего и единичного
и представляют собой целостность, состоящую из разных частей,
которые связаны между собой нераздельным образом. То же самое
[относится и] ко всем танматрам. Таков третий [аспект "великих
элементов"].
Теперь относительно их четвертого аспекта. Гуны, обладающие
тенденцией к различению, действию и сохранению состояния и
соответствующие внутренней сущности [своих] следствий, называются
"присущими".
И наконец, пятый аспект этих ["великих элементов"]
- "свойство обладать целью". Свойство иметь [своей]
целью опыт и освобождение присуще гунам, а гуны [реализуют
себя] через танматры, "[великие] элементы" и их
производные, [то есть эмпирические объекты]. Таким образом,
все [оказывается] наделенным целью.
Итак, благодаря санъяме на этих пяти элементах, обладающих
[указанными] аспектами, возникает видение собственной формы
того или иного объекта и полное господство над ним. И тогда,
подчинив себе собственную форму пяти элементов, [йогин] становится
"победителем " [великих] элементов" (4). В
результате их подчинения внутренние потенции элементов становятся
подвластными его воле, словно коровы, следующие за телятами.
45. Как следствие этого - появление
[способности] уменьшаться до размера атома и прочего, телесное
совершенство и отсутствие противодействия со стороны свойств
["великих элементов"].
Из этих (1) [восьми совершенных способностей] уменьшение есть
[обретение размера] атома; легкость - [когда йогин] становится
невесомым; увеличение - [когда он] достигает огромного размера;
приращение - [когда йогин] касается луны кончиками одних лишь
пальцев; всепреодолевающая воля - [это] стремление, не встречающее
препятствий, когда, [например], он входит в [толщу] земли
и проходит [сквозь нее], как если бы она была водой; господство
- [когда йогин] контролирует "[великие] элементы"
и производные от них [объекты] и не подвержен контролю со
стороны других; владычество - [когда йогин] управляет их возникновением,
разрушением и соединением; осуществимость всего желаемого
есть свойство [полного] осуществления задуманного: каково
намерение - таково и состояние "[великих] элементов".
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45] [46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|