 |
Укрепившись таким образом в решимости, пусть [йогин] практикует
сосредоточение. Не воссоздавая привязанности, пусть он не
испытывает также и тщеславия: "Я так желанен даже богам!"
Ибо тот, кто в своем тщеславии воображает себя в полной безопасности,
даже будучи схвачен смертью за волосы, не почувствует, что
[схвачен] он сам. И тогда беспечность, которая ищет его слабые
места и которой надлежит постоянно остерегаться, вырвавшись
на волю, разбудит аффекты. А отсюда вновь [возникнет] нежелательная
привязанность.
Поэтому тот, кто избегает привязанности и тщеславия, укрепится
в цели, которую он уже реализовал, и приблизится к цели, которую
еще предстоит реализовать.
52. Благодаря санъяме на моментах
и их последовательности [возникает] знание, порождаемое
различением.
Подобно тому как атом есть предел делимости [материальной]
субстанции, так и момент есть минимальный предел времени.
Либо же, [согласно другому определению], момент есть то время,
в течение которого движущийся атом, оставляя одну [точку]
пространства, появляется в другой. Что касается последовательности,
то она представляет собой непрерывное течение таких [моментов].
Соединение моментов в их последовательность не существует
как [объективная] реальность. Часы, сутки и т. д.,- [такое]
соединение [моментов производится] посредством разума. И действительно,
оно, это время, есть лишь мыслительная конструкция, лишенная
[объективной] реальности [и] представляющая результат вербального
знания. Но людям с обыденным сознанием такое [время] кажется
[чем-то], обладающим реальной сущностью.
Однако момент, принадлежащий [сфере объективной] реальности,
основывается на последовательности, а последовательность есть
по своей сути непрерывность моментов. Йогины, знающие, [что
такое] время, ее-то и называют временем.
Далее, двух моментов не существуют одновременно. Поскольку
последовательность двух сосуществующих [моментов] невозможна,
[то о ней допустимо говорить лишь в том случае], когда предыдущий
момент непосредственно сменяется следующим. Это и есть последовательность
моментов. Отсюда [вытекает, что] настоящее
-это только один [неделимый] момент, [в нем] нет ни предыдущего,
ни последующего моментов. Поэтому их соединение невозможно.
Что касается прошлых или будущих моментов, то их надо трактовать
как присущие процессу изменения. Таким образом, весь мир подвержен
постоянному изменению в каждый единичный момент [своего существования].
Поистине, все дхармы, [то есть качественно-определенные состояния],
возникли из такого момента.
Благодаря санъяме на моментах и их последовательности [становится
возможным] их непосредственное восприятие, а отсюда возникает
знание, порождаемое различением.
[Далее] вводится определение его объекта.
53. Благодаря ему [достигается
истинное} знание двух тождественных [объектов], когда нельзя
установить их различие относительно родовой характеристики,
свойств и положения в пространстве.
При тождестве пространственного расположения и признаков двух
сходных объектов основанием для их различения [выступает]
разделение родовых характеристик: "Это - корова, это
- лошадь". При тождестве пространственного расположения
и родовой характеристики различение производится на основании
признака: "Корова с черными глазами; корова, приносящая
счастье". В случае тождества, [например], двух плодов
миробалана по родовой характеристике и их свойствам различение
производится по пространственному расположению: "Этот
[плод] ближе, а тот дальше". Однако когда первый плод
миробалана оказывается на месте второго [плода], а внимание
познающего занято другим [объектом], тогда при тождестве их
пространственного расположения различить их -"этот [плод]
первый, а этот второй" - оказывается невозможным.
Поскольку знание реальности должно быть лишено сомнения, постольку
[в сутре] и было сказано: "Благодаря ему [достигается
истинное] знание", [то есть оно возникает] из знания,
порожденного различением.
- Каким образом [это происходит]?
- Пространственное расположение в связи с мгновением [существования]
первого плода миробалана отличается от пространственного расположения
в связи с мгновением [существования] второго плода. Далее,
эти два плода миробалана различаются в плане восприятия моментов
их соответствующего пространственного расположения. Восприятие
моментов, [связанных] с другим положением в пространстве,
и есть основание для их различения.
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|