 |
Из этого примера [становится понятным, как] у высшего йогина
возникает представление о различии двух атомов в результате
непосредственного восприятия первого атома в связи с его пространственным
расположением в [каждое] мгновение, когда он тождествен [второму]
атому по родовой характеристике, свойствам и положению в пространстве.
Ввиду невозможности для второго атома совпадать по пространственному
расположению с первым [атомом] восприятие пространственного
расположения второго [атома] отличается от [восприятия пространственного
расположения] первого, ибо они различны относительно моментов
[своего существования].
Другие, однако, считают, что [именно] абсолютно единичные
[сущности] позволяют создать понятие о различии. Но и в этом
случае различие пространственного расположения и свойств,
а также различие внешней формы, промежуточного пространства
и родовой характеристики служат основанием для [их] дифференциации.
Но различение моментов доступно только сознанию йогина. Потому
и было сказано: "Ввиду отсутствия различий касательно
внешней формы, промежуточного пространства и родовой характеристики,
в корневой [причине] отдельное не существует". Так утверждает
Варшаганья.
54. Озаряющее, всеобъемлющее, всевременнде
и мгновенное,- таково знание, порожденное различением.
"Озаряющее" означает, что оно возникает из интуитивного
самоозарения без [каких-либо дополнительных] наставлений.
"Всеобъемлющее" означает, что не существует ничего,
что не было бы сферой его действия. "Всевременное"
означает, что оно познает все прошлое, настоящее и будущее
со всеми их обстоятельствами. "Мгновенное" означает,
что оно схватывает в одно мгновение все, существующее во все
времена.
Таково целостное знание, порожденное различением. Свет йоги,
возникающий на ступени Мадхумати (или "Сладостной")
и распространяющийся до высшего предела, - лишь часть этого
[знания].
У того, кто обладает знанием, порожденным различением, или
у того, кто не обладает знанием, порожденным различением,
55. при схожести чистоты саттвы
и Пуруши [возникает} абсолютное обособление.
Когда саттва разума стряхнула [с себя] грязь раджаса и тамаса
и у нее нет иной цели, кроме постижения своего отличия от
Пуруши, [и когда] семена аффектов в ней полностью сожжены,
она обретает как бы сходство с чистотой Пуруши. В этом случае
чистота есть отсутствие чувственного опыта, метафорически
приписываемого Пуруше. Тогда и возникает абсолютное разъединение
для того, кто обладает высшим господством, и для того, кто
не обладает им, для того, кто наделен знанием, порожденным
различением, и для того, кто не наделен им. Ведь для того,
кто сжег семена аффектов, нет дальнейшей необходимости в знании.
И высшее господство, порождаемое йогическим сосредоточением,
и [различающее] знание нужны лишь как средства очищения саттвы.
Но в конечном смысле благодаря знанию устраняется неведение.
Когда оно полностью исчезло, то аффектов более нет, а при
отсутствии аффектов нет созревания [плодов] кармы. В этом
состоянии гуны, функция которых исчерпана, уже не выступают
в качестве объекта восприятия для Пуруши. Это и есть его абсолютное
обособление. И тогда Пуруша, представляющий собой лишь свет
своей сущности, становится чистым и абсолютно обособленным.
На этом третья глава, носящая название "О совершенных
способностях", в изложении комментария [к "Йога-шастре"]
Патанджали [завершена].
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|