 |
Аналогичным образом [то, что трансформируется] в растениях,
[обнаруживается и] в животных, [а то, что трансформируется]
в животных, [обнаруживается] в растениях. И так, из-за нераздельности
родовой сущности, "все содержится во всем", однако
в силу связи с пространством, временем, индивидуальной формой
и условиями [существования дхармы], разумеется, не проявляют
себя одновременно. То, что присутствует (3) во [всех] этих
проявленных и непроявленных качественных определенностях,
будучи по своей природе и общим и специфическим, есть носитель,
[то есть субстрат, нераздельно] связанный [с дхармами]".
Однако для того, [кто утверждает, что] весь этот мир есть
лишь дхармы, не связанные [с какой-либо субстанцией, никакой]
опыт невозможен.
- Почему?
- [Спросим]: как сознание одного субъекта опыта может считаться
ответственным за действие, совершенное другим [сознанием]
? Кроме того, в таком случае не существовало бы и памяти,
ибо не может один припомнить то, что было увидено другим.
Из узнавания реального объекта, [воспринимавшегося в прошлом
опыте], можно заключить о существовании устойчивого самотождественного
субстрата, принимающего различные качественно-определенные
состояния. Следовательно, [нельзя согласиться с тем, что]
весь этот мир есть лишь дхармы, не связанные [с какой-либо
субстанцией] (4).
15.
Различие последовательности есть основание для различия
[стадий] изменения.
Если принять [точку зрения], что существует только одно изменение
одного [и того же] субстрата, то [в таком случае] различие
в последовательности [его состояний] становится основанием/причиной
для различения [стадий] его изменения. Так, глина в форме
порошка, глина в форме комка, глина в форме горшка, глина
в форме чаши, глина в форме черепков есть последовательность
[состояний субстрата]. То качественно-определенное состояние,
которое непосредственно предшествует другому качественно-определенному
состоянию, есть [основание] последовательности. Ком [глины]
исчезает, появляется горшок,- это последовательность изменения
качественно-определенного состояния. Последовательность изменения
отличительного признака - это последовательность [возникновения]
наличного существования горшка из еще не проявленного, [то
есть будущего], существования горшка. Подобным же образом
прошлое существование кома глины из его наличного существования
[также представляет собой] последовательность.
Для прошлого, [однако, никакой] последовательности не существует.
- Почему?
- Непосредственное предшествование наблюдается только в отношении
раньше - позже. Для прошлого же его нет. Поэтому [временная]
последовательность существует лишь для двух отличительных
признаков.
Такова же и последовательность изменения условий существования.
Так, свойство старения обнаруживается уже в первый момент
[возникновения] нового горшка. И это старение проявляется
в последовательности сменяющих друг друга моментов, пока не
наступит последняя стадия [существования горшка]. Таким образом,
этот третий [вид] изменения отличен от [изменения] качественно-определенных
состояний и признаков.
Все эти последовательности обретают свою форму при различии
между качественной определенностью и ее носителем (1). Качественная
определенность может также выступать в роли носителя по отношению
к собственной форме другой качественной определенности. Однако
когда носитель рассматривается в абсолютном смысле без различения
[его свойств], при таком подходе этот же самый [носитель]
может быть назван качественной определенностью, [то есть дхармой].
Тогда упомянутая [выше] последовательность выступает [в сознании]
именно как единичное.
[Существуют] два качественно-определенных состояния сознания:
воспринимаемые и невоспринимаемые. Из них воспринимаемые имеют
своей сущностью познавательные акты, а невоспринимае-мые -
только [психическую] реальность (2). Насчитывается лишь семь
таких [невоспринимаемых свойств сознания], истинное существование
которых в качестве реальных сущностей установлено посредством
умозаключения. Прекращение [развертывания сознания] , дхарма,
формирующие факторы, изменение, а также жизнеспособность,
усилие [сознания] и потенциальная энергия [аффектов] суть
качественные определенности сознания, которые не могут быть
увидены (3).
Далее начинается рассмотрение области санъямы, [то есть высшей
психотехнической практики] йогина, который обрел все средства
для достижения желаемой цели.
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|