32. [Благодаря санъяме] на свете
в голове [возникает] видение сиддхов.
В черепной коробке (1) [имеется] внутренняя полость, [в которой
и происходит] яркое свечение. При санъяме на нем [у йогина
возникает] видение сиддхов, передвигающихся в пространстве
между небом и землей.
33. А благодаря интуитивному озарению
(1) [наступает] все [ведение].
Интуитивным озарением называется то, что ведет к спасению.
Это начальная форма знания, порождаемого различением. Оно
подобно свету зари, предшествующему восходу солнца. И когда
возникает интуитивное озарение, то с его помощью йогин познает
все.
34. [При санъяме] на сердце [достигается]
постижение сознания.
[В сердце], этой крепости Брахмы (1), [находится] маленький
лотос - место, где локализуется способность сознавания. Вследствие
санъямы на [лотосе сердца] достигается постижение сознания.
35. Опыт есть акт (или содержание)
сознания, в котором отсутствует различение саттвы и Пуруши,
абсолютно не смешивающихся [друг с другом,] поскольку [саттва
определяется] свойством быть объектом для другого. Благодаря
санъяме [на том, что существует] для собственной цели, [возникает]
знание Пуруши.
Тяготеющая к ясности саттва разума (буддхи), преодолев раджас
и тамас, равным образом связанные с нею, трансформируется
в осознание [качественного] различия между саттвой и Пурушей.
Что касается Пуруши, представляющего по своей природе иное,
чистое "только-сознавание", то он в высшей степени
отличен от саттвы, находящейся в процессе [непрерывной] трансформации
(1).
Опыт (букв, "наслаждение".- Пер.) есть содержание
сознания, в котором отсутствует различие между двумя этими
абсолютно несмешивающимися [сущностями] ввиду свойства объектов
"быть видимыми" Пурушей. [Точно так же] и это содержание
сознания, [присутствующее] в опыте (2), есть то, что "должно
быть увидено", поскольку саттва обладает свойством быть
объектом для другого. Однако то, что отлично от этой [саттвы]
и представляет внешнюю форму самого [чистого] сознания, есть
иное содержание сознания, относящееся к Пуруше. Благодаря
санъяме на таком [содержании сознания] и возникает мудрость,
имеющая своим объектом Пурушу.
Пуруша не может быть увиден с помощью представления о Пуруше
(3), которое по своей природе есть саттва разума (буддхи).
Пуруша сам видит [это] состояние сознания как опирающееся
на собственную сущность. Так, по этому поводу было сказано:
"Кем, ответь, может быть познан Познающий?" (4).
36. Из него возникают [интуитивное] провидение [и паранормальные
способности] слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния.
Благодаря [интуитивному] провидению (1) [возникает] постижение
тонкого, скрытого, удаленного, прошлого и будущего. Благодаря
[совершенной] способности слуха [становится возможным] слышание
божественных звуков; благодаря способности ощущения - обретение
божественного осязания; благодаря способности зрения - восприятие
божественного цвета и формы; благодаря способности вкуса -
восприятие божественного вкуса; благодаря способности обоняния
- ощущение божественного аромата (2). Эти [способности] возникают
постоянно.
37. Они являются препятствиями при [йогическом] сосредоточении
и [магическими] "совершенствами" при пробужденном
[состоянии сознания].
Эти [способности] - [интуитивное] провидение и прочие,- появляющиеся
[у йогина], сознание которого сконцентрировано, служат препятствиями,
поскольку они противодействуют видению, [обретаемому] в таком
[состоянии сознания].
Когда же [эти способности] проявляются [у индивида], сознание
которого в пробужденном, [то есть активном], состоянии, [они
представляют собой магические] "совершенства".
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37] [38-42]
[43-45]
[46-49]
[50-51] [52-53]
[54-55]
|