Однако [йогин] не изменяет ход вещей на противоположный, хотя
и обладает такой способностью.
- Почему?
- Потому что [все] существующее [установлено именно] таким
образом в соответствии с намерением другого - Изначально совершенного
(2).
Таковы восемь могущественных способностей.
"Телесное совершенство" объясняется [ниже]. Оно,
[то есть тело], "не испытывает противодействия со стороны
свойств ["великих элементов"]"- Земля, обладающая
свойством твердости, не препятствует деятельности тела и [органов]
йогина,- он проходит даже сквозь скалу. Вода, [чье свойство]
- вязкость, не может его омочить, огонь не опаляет его [своим]
жаром, а ветер, [чье свойство] - движение, его не уносит.
Даже в акаше, чья сущность -отсутствие препятствий, тело [йогина]
делается сокрытым, так что и совершенные (сиддхи) не могут
его узреть.
46. Телесное совершенство - красота,
приятность, сила и твердость алмаза.
[Поясняется] так: [тело йогина] приятно для взгляда, наделено
невероятной силой и крепко, как алмаз.
47. Как следствие санъямы относительно
восприятия, собственной сущности, самости, присущности и
целеполагания [у йогина вырабатывается] подчинение органов
чувств.
Чувственные объекты - звук и прочее - по своей природе не
что иное, как [единство] общего и особенного. Восприятие -
это действие органов чувств по отношению к таким [объектам].
Оно, однако, по своей форме не есть проявление (букв, "схватывание".-
Пер.) только общего, ибо как [в противном случае] может
осознаваться разумом объект, не увиденный органом [зрения]
?
Далее, собственная форма есть совокупность различных частей,
неразрывно связанных друг с другом. [В данном случае это совокупность],
относящаяся к саттве разума (буддхи), внутренняя сущность
которой - ясность. Орган чувства и есть [такая] субстанция.
Их третий аспект - индивидуация как свойство самости. Органы
чувств суть особенные [проявления] этого общего.
Четвертый аспект - это гуны, [то есть базовые качества], обладающие
природой отражения и предрасположенные к ясности (саттва),
действию (раджас) и сохранению состояния (тамас). Органы чувств
вкупе с [их] индивидуациями есть [результат] преобразования
этих [гун].
Пятый аспект, который обнаруживается в гунах,- их свойство
служить цели Пуруши.
Санъяма последовательно [практикуется] относительно каждого
из пяти аспектов органов чувств. Вследствие полного контроля
над каждым из этих пяти аспектов у йогина и возникает [способность]
подчинения органов чувств.
48. А отсюда - быстрота, как у
разума, бессу бет ратный опыт и господство над первопричиной.
Быстрота, как у разума (манаса),- это обретение высочайшей
телесной подвижности.
Бессубстратный опыт (1) - обретение [способности к] невоплощенной
деятельности органов чувств относительно [любого] желаемого
пространства, времени и чувственного объекта.
Господство над первопричиной есть способность полностью контролировать
все видоизменения пракрити.
Эти три совершенных способности именуются "медоволицые"
(2). Они появляются в результате полного господства над внутренней
формой пяти субстратов [органов чувств].
49. Способность абсолютного господства
над всеми формами существования и способность всеведения
[возникает] только у того, кто обладает знанием различия
между саттвой и Пурушей.
Способность абсолютного господства над всеми формами существования
[возникает] лишь у того, кто утвердил себя в знании различия
между саттвой и Пурушей, кто пребывает в высшем осознании
господства и у кого саттва разума, очищенная от [малейшей]
примеси раджаса и тамаса, обладает высшей степенью ясности.
Это означает, что гуны, выступающие внутренней сущностью всего,
[гуны], которые по своей природе есть то, что определяет,
и то, что определяется, выступают в своей целостности как
совокупность всего видимого "Господину, познающему поле".
Глава третья. "О совершенных способностях (Вибхутипада)"
[1-9]
[10-13]
[14] [15]
[16-17]
[18-20]
[21-24]
[25-26]
[27-31]
[32-37]
[38-42]
[43-45]
[46-49] [50-51]
[52-53]
[54-55]
|