 |
В
двадцатом веке, я вам это уже говорил, цитировал про Бердяева.
Его младший современник и не менее замечательный философ,
Георгий Федотов, Георгий Владимирович Федотов, тоже в эмиграции
жил и умер после революции, сказал. Он комментировал конец
монголо-татарского ига. Вот, что произошло. Да? Тысяча четыреста
восьмидесятый год, как нас учили в школе. Конец татаро-монгольского
ига. Хотя оно, на самом деле, продолжалось дальше. Но не важно.
Какой фразой он все подытожил? «Ханская ставка была перенесена
в Кремль». Ханская ставка была перенесена в Кремль. То есть
хан переехал в Кремль. То есть Москва отатарилась, омонголилась,
и русский царь, русский великий князь – это хан. В известном
смысле, он, конечно, прав. Разумеется, вне всякого сомнения.
А в чем дело? А дело в том, что, находясь два с половиной
столетия под монголами, русские князья, приезжая, ну, в основном,
в Сарай, да, когда уже была Золотая орда, то есть западная
часть Монгольской империи, они встречались с каким-то совершенно
невероятным типом власти, который они раньше не видели ни
в Европе, ни у себя на Руси. Это был невероятный объем власти
у одного человека. Вот монгольский тип власти, это когда один
человек все, а все остальные – ничто. Он может все абсолютно.
Все остальные – его родственники, его дети, жены, там, я не
знаю, кто, там, князья, - это, вообще, никто. Ничто. Их не
существует. Он один субъект. Остальные – ничто. Это не было
характерно для древней Руси. Но вот столетиями находясь в
таком, в творческом политическом общении с монголами, русские
князья стали привыкать к такому типу власти. Причем дело не
только в одном объеме. Власть – это очень сложная, вообще,
такая субстанция. Да? Власть – это всегда насилие. Да? Ну,
применить власть. Та же власть родителей в семье. Да? Или,
там, я не знаю, в каких-то дружеских... Старший друг и младший
друг. Его власть.
Власть
преподавателя по отношению к студентам. Даже здесь есть элементы
насилия, а когда мы говорим о государстве и политике, тем
более. Но власть – это и договор. Вот современная власть в
Европе и на Западе, она имеет элементы и насилия, но и договора.
Когда мы заключаем договор: да, я тебе подчиняюсь, но на таких
условиях. Я рабочий, работаю у тебя на заводе. Но вот, условия
такие. Такая оплата, такая, так сказать, социальная помощь,
и так далее. То есть, есть договор. Самоограничение. Я уступаю
тебе, ты уступаешь мне. Монгольская власть полностью отрицает
всякий договор. Всякую конвенцию. Всякое сотрудничество и
согласие между двумя. Монгольская власть – это исключительно
власть насилия. И, вот. Они тоже не плохие. Они не хуже и
не лучше других. И мы не хуже и не лучше других. Но так в
кочевнических империях по-другому, видимо, было нельзя. И
вот русские перенимают это. Русские цари, русские великие
князья постепенно перенимают именно эту культуру власти. Именно
этот тип власти. Именно это политическое отношение. И это
становится все сильнее, сильнее, сильнее. И даже уже впоследствии,
во времена, так сказать, более близкие к нам, в такие цивилизованные
и красивые. Был такой император Павел Первый. Да? Это сын
Екатерины и отец Александра Первого, которого убили, который
правил недолго. Он был человек по-своему совершенно замечательный.
«Наш романтический император», называл его Пушкин. Он однажды,
беседуя с французским послом, сказал ему: «В России только
тот что-то означает, с кем я разговариваю. И только тогда,
пока я с ним разговариваю». Это очень точная формулировка
русской власти. Вот как она началась тогда, так она идет дальше,
дальше, дальше. И вот, посмотрим. Ну, есть.
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|