 |
ВОПРОС:
С подачи Дмитрия Анатольевича Медведева и Владимира Путина
существует очень популярный термин «обратная связь». То есть
отклик народа на действия власти. Как Вы считаете, существует
ли в русской политической исторической традиции обратная связь
народа с властью? Спасибо.
ПИВОВАРОВ:
Спасибо. Я только должен, при всем моем уважении и к Владимиру
Владимировичу, и к Дмитрию Анатольевичу, сказать, что не они,
конечно, придумали словосочетание «обратная связь». Оно существует
уже давным-давно. И просто они, как российские люди, используют
это. Да? Это так же, как иногда говорят, что термин «азиопы»
(от Евразии – азиопы, наоборот) придумал Явлинский. Нет, придумал
историк и политик Милюков. Обратная связь существует. Помните,
был такой поэт Пушкин? Он сказал: «Бессмысленный и беспощадный
бунт». Вот, например, Разин, Пугачев, крестьянские революции
и так далее. Это вот одна обратная связь. Когда народ, доведенный
до отчаяния, до ужаса, до ужаса эксплуатации и экономической,
и моральной, и всяческой физической, физиологической и так
далее, восстает и в ужасном... Были другие бунты. Например,
городские восстания первых лет царствования Алексея Михайловича,
когда горожане очень разумно требовали закона. И отсюда соборное
уложение, которое напечатали две тысячи экземпляров. Грандиозный
тираж по тогдашним временам не только для России, но для всего
мира. То есть были и такие обратные связи. Обратные связи
были также в местном самоуправлении. И это не только земство
времен Александра Второго, в котором не только просвещенные
дворяне и образованные купцы, но и крестьяне были. А это ведь
и земские движения до того. А разве не было обратной связи,
когда власть падала? Например, народные движения по восстановлению
государства во времена смуты, например. В древней Руси вообще
народное самоуправление, а в Новгороде – до конца пятнадцатого
столетия, мы знаем. Обратная связь – не только когда люди
голосовали ногами, как сейчас принято говорить. То есть, казаки.
Казаки бежали, это тоже была обратная связь, когда они убегали
и не давали. Обратная связь, это когда старообрядцы, не желая
стать рекрутами Петра, сжигали себя. Это тоже обратная связь.
Ваш вопрос, на самом деле, заключается в том, какое влияние
народ, народные массы оказывали на это. Огромное, конечно.
Громадное влияние. Вместе с тем, вот, я уже вам говорил, что
вместе с моим коллегой мы назвали власть таким моносубъектом
русской истории. А вот народ мы назвали популяцией. Специальный
биологический термин. Мы не хотели обижать народ. Мы специально
не называли ни нацией, ни народом, поскольку это термины уже
заняты. У них есть свое значение. Популяция – это население,
лишенное субъектной энергии. Когда говоря таким, строго научным
языком. Вот субъект истории, энергия его, народ лишили. И
это особенно во времена крепостного права, когда людей превратили
в ничто.
То
же самое было, между прочим и в самые страшные годы сталинщины,
когда людей превратили в ничто. Недаром ВКП(б), так называлась
господствующая партия, расшифровывалась в народе: «второе
крепостное право большевиков». Всесоюзная коммунистическая
партия. Не случайно. То есть, русская история – это история
жесточайшего подавления русскими же русских. Не монголы русских,
не как немцы евреев убивали, а русские же русских. Русские,
татары, все, кто здесь жили. Да? Украинцы, и прочая, и прочая,
и прочая. И в этом смысле история и народного сопротивления,
и история народной борьбы, это очень важно. Да и народное
самоуправление. Вы знаете, например, что в северных уездах
России, например, особенно в первой половине шестнадцатого
века, это перед Иваном Грозным, совершенно замечательное время
экономического подъема и относительного, так сказать, спокойствия
до зверств этого изувера, скажем так, которые он начал с шестидесятых
годов. Процветало, например, губное самоуправление. Губные
старосты. Даже прообразы судов присяжных. Это народное самоуправление.
И это обязательно было. Кстати говоря, то, что народ может,
показывает и история оккупации. Вот, сорок второй год, сорок
первый, сорок третий. Люди на партизанских территориях воссоздавали
структуры власти. Это потом из центра прилетали партизаны-чекисты,
эмиссары и так далее. С оружием, там, с директивами и так
далее. Но сами люди восстанавливали самоуправление и не вымерли.
И целые огромные районы, в том числе и в некоторых лесных
областях России. Ну, прежде всего, в Белоруссии, на севере
Украины и так далее, и так далее. То есть, роль народа грандиозна.
И, вообще, я вам должен сказать, что народ… Революция семнадцатого
года – это народная революция. А роль народа – пожалуйста.
Девятнадцатого августа девяносто первого года десять тысяч
человек, которые собрались около Белого дома, где был Ельцин
и так далее. Конечно, их могли танками всех, но они встали
и сказали: нет. И танки не пошли. И народ сверг эту власть.
Это была тоже народная революция. То есть роль народа громадна,
но мы должны знать, что в русской истории население, народ,
то есть мы с вами, бесконечно подавлялись. Как, может быть,
нигде среди христианских стран.
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|