 |
Это
является продолжением этих традиций, которые работают, работают,
работают. И в этом смысле я должен сказать, что если посмотреть
через столетия на русскую политическую культуру, на русскую
властную культуру, я бы назвал ее самодержавной. Самодержавной
или властецентричной. Власть одного. Власть одного самодержца,
которые персонифицирует ее в себе всегда. Это конкретный человек.
Это конкретное лицо. И оно обладает всей властью. И духовной,
и политической, и экономической, и любой другой. И это сквозь
столетия практически не меняется. Она может ослабляться, появляться
менее интенсивно. Это всегда зависит от человека. Например,
Иван Грозный или Петр – крутые характеры. И они круто напрягали
свою власть. Ну, например, какой-нибудь Алексей Михайлович
Тишайший. Ну, тишайший был человек, так сказать. Когда к нему
опаздывали с докладом, он убивал, так сказать, по его приказу
убивали. Не страшно. Да? А если это был какой-нибудь другой
человек, убил бы страшно.
Ну,
были тираны, а были не тираны. Но суть от этого никак не менялась.
И она прошла сквозь века. И это не является ни нашей неудачей,
ни нашим недостатком. Это может нравиться, не нравиться. Мне,
скажем, не нравится. Но, опять же, это уже на вкус, на цвет
товарищей нет. Но в принципе, как историк и политолог, я вижу,
что да, это сложилось все в определенных условиях. Да, это
действует в разных формах, в разных обличиях. И мы должны,
конечно, думая о том, что будет потом, в ближайшем будущем,
особенно вы, молодые люди, думая о том, что происходит сейчас,
конечно, мы должны обязательно это иметь в виду. Что еще мы
можем сказать о наших институтах власти, о их традициях? Безусловно,
одним из важнейших элементов... И это все, то, что я сейчас
скажу, вытекает из того, что уже было сказано. Это существование
феномена власти собственности. Есть такое слово, есть такой
термин в науке, когда слово «власть» и «собственность» объединяются
в один, в одно слово, и пишется «властесобственность». Это
также, когда историки говорят, тип власти в России. Они говорят
«патримониальный» или «вотчинный». Помните древнее русское
слово «вотчина» или «патримониальный»? Властесобсвтвенность.
Это что значит? Это когда собственность и власть не два отдельных
явления, не два отдельных, две отдельных субстанции, а это
вместе. Их даже разделить нельзя. Это означает, что тот, кто
обладает властью, тот и обладает собственностью. Что собственность
не гуляет сама по себе. Причем слово «собственность» не совсем
точно, поскольку… Хотя, время у нас на это нет. Собственность
– это особый правовой институт. А тут, скорее, речь идет об
имуществе. О субстанции материальной. Вот в ходе русской политической
эволюции сложилось так, что практически контролирующим и распоряжающимся
лицом над этой материальной субстанцией всегда являлась власть.
Даже
в конце девятнадцатого века, когда шли уже эти замечательные
реформы, о которых я вам говорил, о которых вы знаете. При
Николае Втором, во время первой переписи населения,
Николай, как вы знаете, на, в графе «профессия» написал «хозяин
земли русской». Хозяин. Он и властитель, и хозяин в экономическом
значении. Причем, это было тогда, когда, казалось
бы, эта тенденция не особенно проявляется. Но и
по сей день в нашей стране у
кого власть, у того и распоряжение имуществом. И это, опять
же, связано с ходом русской исторической эволюции. И собственность
как отдельный институт здесь не выросла. Что еще является
важным таким элементом русских властных традиций? Всегда говорят:
в России нету права, нету законов. А если и есть, то они не
действуют. Суды у них, там, подкупные и так далее. Это не
только сегодня вы услышите, включив, там, НТВ или РЕН-ТВ.
Это и сто лет назад было, и двести лет назад говорили на эту
тему. Написана масса произведений замечательных русской классической
литературой. А почему это произошло? И вот здесь тоже совершенно
удивительная, уникальная вещь.
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|