 |
Середина
одиннадцатого века. Одиннадцатого века. Киевская Русь. Митрополит
Илларион. Да? Митрополит – глава Русской Церкви в рамках
Константинопольской патриархии. Один из двух этнически русских
людей, митрополитов киевской эпохи. Монах, потом митрополит.
Пишет произведение «Слово о законе и благодати». Его
проходят даже в школах. Это одно из первых классических произведений.
Оно и художественное, и юридическое, и философское, внешнеполитическое,
какое угодно. Да? И для меня всегда это была загадка. Еще
несколько десятилетий назад русский народ был безграмотный.
То есть не было христианства, не было, значит, азбуки, не
умели писать, читать. И вдруг через несколько десятилетий
рождается мыслитель, рождается человек, который, ну, как будто
через тысячелетия увидел, куда Россия пойдет. Это совершенно
удивительно.
Я
не могу себе представить, и я не знаю ни одного аналога, во
всяком случае, в русской истории. Ну, вы знаете, это произведение
довольно простое. Он пишет о том, что есть разные варианты,
так сказать, управления. Ну, я буду говорить сегодняшним,
разумеется, языком. Общество. Есть закон, который руководит
нами здесь, в жизни, но он не касается нашей внутренней структуры,
поскольку он не лезет в душу. Исполняй закон и все нормально.
На эту тему написано «Преступление и наказание» Достоевского.
Да? Он хотел убить старуху, уже преступник. Преступник, когда
уже убил. Вот, закон – только если убил. Ну, есть благодать.
Благодать – это то, что нисходит, от Бога, но не на всех,
поскольку, опять же, по христианской мифологии спасутся немногие.
А на тех, на кого, снизойдет благодать, а неизвестно, на кого.
Кто и стяжает. Это вещь такая, эксклюзивная, редкая, так сказать.
Опять же, говоря сегодняшним, не очень красивым языком. И,
видимо… Я пытаюсь реконструировать. Илларион задумался, как
соединить. Потому что как-то и этого недостаточно, и то редковато
для социальной жизни. И он вводит категорию «правда».
Правда. Да, правда становится ключевым термином, который в
себя включает отчасти и закон, и вот эти юридические начала.
Включает
в себя также и какие-то элементы, возможно, благодати, а также
справедливости. Включает социальную справедливость, равенство
и так далее. То есть, слово «правда». Термин «правда» нагружен
огромными смыслами. Или, как говорят в науке, коннотациями.
И, например, на английский, французский, немецкий это слово
очень трудно перевести, поскольку там нету этих содержаний,
этих коннотаций. И опять же, помните? Прекрасно, что свод
русских законов в первое столетие существования России назывался
«Русской Правдой». Да? То есть, это, как бы летало в воздухе.
Мы также помним, например, что в начале девятнадцатого века
один честолюбивый офицер, который хотел произвести в России
революцию, написал произведение тоже под названием «Русская
правда». Павел Пестель. Он думал, Россия будет жить. А в начале
двадцатого столетия один честолюбивый политэмигрант назвал
свою газету «Правдой». Да? Владимир Ильич Ленин. И она стала
главной газетой двадцатого столетия. То есть этот термин на
тысячу лет остался в России.
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|