 |
Христианство
– это религия персоналистическая. Личностная религия. Тема
личности. Тема человека. Отсюда потом политики говорят, что
права человека и прочая, прочая, прочая, прочая. А всюду поэтому
западная христианская цивилизация, как я вам сказал в самом
начале нашей лекции, антропоцентричная, человекоцентричная.
И Русь начинала с этого. И Русь не пошла по пути других религий,
потому что, скажем, претендовал ислам, иудаизм, какие-то иные
варианты. Русь избрала себе христианство. Так исторически
сложилось. И вся русская культура персоналистическая. Личностная.
Здесь есть тема личности, тема человека. Чего мы не найдем,
например, в китайской цивилизации, в индийской цивилизации,
в арабской и прочая, прочая, прочая. Ну, мы не будем на это
тратить время, поскольку наша тему иная. Но с принятием христианства
произошла и другая вещь. Мы приняли христианство из Византии.
Не с Запада, не из Рима, из Византии. И это сразу отгородило
нас от общеевропейского, общезападного пути. Сразу же отгородило
нас. Потому что латынь – язык западного католицизма, язык
межнационального общения, язык, подобный сегодняшнему английскому,
который связывает всех, воедино оказался для древних русичей,
наших предков, недоступен. Ну, только, может быть, для некоторых
книгочеев. И взяли мы христианство из Византии не на греческом
языке. Поскольку византийское христианство преимущественно
было на греческом языке. А взяли мы на каком языке? На древнеболгарском,
который и стал церковно-славянским. Поскольку за столетие
до принятия христианства Кирилл и Мефодий, как мы знаем, изобрели
азбуку и так далее.
Это
нас отгородило даже от основного движения православия Византии.
И отгородило нас от византийской учености, культурности, от
византийского права и так далее. То есть, с одной стороны,
мы сделали шаг в круг европейских христианских народов. А
с другой стороны, одновременно сделали шаг как бы в изоляцию.
Как бы в гетто. Это, безусловно, вот такое двойное влияние
христианства во многом определило наше дальнейшее развитие,
пути развития нашей культуры, в том числе политической. И
тотчас же мы у Византии взяли модель власти. О чем часто забывают
люди. Не те, которые занимаются средневековой Русью или, там,
просто древней Русью, а вот те, которые сегодня занимаются
анализом властных структур. То есть они забывают, что у Руси
есть такая традиция, в рамках которой она столетиями развивалась.
Это традиция византийского понимания взаимоотношений государства
и Церкви. Государств и Церковь – два главных субъекта в средневековом
мире. От их взаимоотношений зависело, ну, какова жизнь человека.
Вот, например, в католическом Риме и на Западе концепция называлась
«двух мечей». Не мячей, а мечей. Да? То есть, мечей, которыми
сражаются. Один меч олицетворял собой светскую власть. Это
был император, значит, Германской империи. А второй меч, который
олицетворял духовную власть, это был Папа Римский. Вот два
этих меча боролись друг с другом. А к чему это привело? Это
привело к развитию плюрализма. Каждый из европейцев того времени
мог выбрать, на кого он опирается. На ту власть или на эту.
У него была возможность выбора. И политологи говорят: это
одна из причин, один из корней европейской демократии. Плюрализм,
момент выбора, возможность разных идентичностей. Я за этих,
я за других. И уже возникали политические партии, которые
боролись между собой. То есть такой прообраз будущего западного
мира.
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|