|
"Традиции
русского государства и современность"
Юрий Пивоваров
Юрий Сергеевич Пивоваров, академик РАН, доктор политических
наук, профессор, директор Института научной информации по
общественным наукам РАН
Начнем нашу лекцию. Она сегодня посвящена теме «Традиции
русской, российской государственности и современность». Почему
я выбрал именно эту тему для лекции? Ну, если посмотреть на
русскую историю в целом, вот так вот, за все ее тысячелетнее
развитие, мы увидим, что государство, власть, различные властные
институты сыграли играют огромную роль в нашей истории. И
в этом смысле я мог бы назвать нашу культуру – властную, политическую,
правовую культуру, - «властецентричной». Властецентричной,
то есть, власть стоит в центре. В отличие, например, от западной,
от европейской, которую я мог бы назвать тоже таким мудреным
словом «антропоцентричной». Антропос – это человек. То есть
там в центре стоит человек. Человек как мера всех вещей. От
человека все начинается. У нас – от власти. Как же это произошло?
На каком этапе русского развития? Ведь сначала было, кажется,
не так. На это интересно посмотреть, и мы будем сегодня об
этом говорить.
Почему традиции? Потому что традиция – это не музей,
в который мы приходим и смотрим: ага, вот картина четырнадцатого
века. Так уже не рисуют. И пошли дальше. Традиция – то, что
живет постоянно. Действует. Мимикрирует, скрывается. Мы порой
даже не видим, что это традиция. И иногда нам представляется,
что это новация. А вот историк вам объяснит, что уже пятьсот
лет назад, может быть, это в какой-то иной форме, но по сути
это уже было. Это очень важно. Вообще, когда мы говорим об
исторических процессах… История – это наука. Это мы знаем.
Мы должны помнить, что это особая наука. В отличие, скажем,
от физики, химии или таких естественных наук. Это моя, разумеется,
точка зрения. Нету законов. Вот нету законов исторического
развития. Когда я был в молодом возрасте, нас в вузах учили,
что, вот, есть законы соответствия чего-то. Или несоответствия
чего-то. И в результате происходит нечто. Так вот, многие
десятилетия занимаюсь исторической наукой, политической наукой.
А я и историк, и политолог в одном лице. Я пришел к выводу,
что нету объективных законов исторического развития. История
– это процесс открытый. Процесс открытый. Есть закономерности,
есть традиции. Их надо изучать. И вот я акцентирую – традиции.
Поскольку мы об этом будем говорить. Но нету железных законов,
по которым, скажем, должна была произойти в России Октябрьская
революция и люди бы начали строить социалистическое общество.
Не было такого исторического закона развития. Почему? А потому
что человек – это существо, у которого есть свободная воля.
И он может выбирать так или иначе. И это выше всех экономических
обусловленностей, социальных, природно-климатических и так
далее. Это очень важно. Что еще очень важно, когда мы говорим
о российской или русской истории? Мы должны помнить, что мы
никакая не отсталая страна. И что наше развитие никакое не
дивиантное. Знаете это слово «дивиантность», отклонение, да?
Нет-нет. Мы идем по своему пути, как идет Польша, Португалия,
Испания, Камбоджа и любая другая страна. И мы ни от кого не
отстали. Мы ни за кем не гонимся. Наше развитие такое, какое
оно есть. В рамках этого развития есть коридор возможностей.
Можно лучше, можно хуже, можно удачно или менее удачно. Но
мы, безусловно, ни от кого не отстаем. И наше развитие не
является каким-то ущербным. То есть, мы идем, как и шли, по
своему историческому пути, который мы можем критиковать или
восхищаться им, или делать то и другое. Но, тем не менее,
это тоже очень важная предпосылка. Но вернемся все-таки к
основной теме лекции – «Традиции нашей государственности и
современность». Почему я поставил в конце «и современность»?
Ну, «современность» по-русски имеет несколько значений. Это
и сегодняшние годы. Или, там, годы, которые были десять лет
назад. Но это и особая эпоха. Знаете, есть такое английское
слово. Наверняка, многие сейчас учат английский язык. Modernity.
Современность. Это историческая эпоха, которая началась в
конце восемнадцатого века. Времена Французской революции.
И продолжается сейчас. То есть это современное общество на
протяжении последних двух
столетий.
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|