 |
Мы
посмотрим на двадцатое столетие и увидим то же самое. Вот
этот вот тип власти, который формировался и монгольским влиянием,
вот этими природно-климатическими условиями и многим другим.
Он просуществовал и существует. И это очень важно понять.
Как бы ни менялась власть. Царская империя, республика, советская
или система, или Российская Федерация, тем не менее, мы видим
в меняющихся формах одно и то же содержание, одну и ту же
субстанцию. Но, конечно, на формирование русской власти повлияло
во многом и известная, я думаю, что в этой аудитории это известно,
концепция «Москва – третий Рим». Да? Историки точно не знают,
точно не атрибутировали, как это было. Ну, это какой-то конец
пятнадцатого – начало шестнадцатого столетия. Значит, учитель
или старец Филофей из Пскова, который формулирует концепцию
«Москва – третий Рим», которая совершенно не является исключительно
русской. Она коренится, как мы знаем, в книге пророка Даниила,
в Ветхом завете, где вся история человечества трактуется как
история сменяющих друг друга царств. И в Западной Европе эта
концепция была очень развита. Кстати говоря, такой поздней
репликой, поздним вариантом этой концепции была концепция
Гитлера «Третий Рейх». Тоже такая секулярная и такая фашистская
форма, но, по существу, так сказать, отсюда берущая. Так вот,
Филофей, как мы знаем, с рядом посланий обращается к царю
Ивану Третьему, его сыну, Василию Третьему, и говорит, что
Москва – третий Рим. Что первый, это, вот Рим, да, где Церковь
начинается.
Апостол
Петр, первый Папа Римский, начинает строить Церковь. Но римляне
побивают христиан, гонения. И Церковь. А Церковь по христианской
мифологии – это невеста Христова. А Христос ее жених. Церковь
бежит в Византию, в Константинополь, где становится государственной
религией. Византийская империя. Но потом флорентийская уния
1439 года, когда слабеющая Византия просит помощи у Рима и
вступает в унию и подчиняется ей. Церковь, разумеется, не
может остаться в этом «поганом» месте, где пошли на союз с
католиками. А для православных католики были хуже, там, я
не знаю, чего. И куда им бежать? Ну, конечно, побежал на Москву.
Вот Москва. Это Москва – третий Рим. Последний. Четвертому
не быти, как мы знаем, - говорит Филофей. То есть, здесь заканчивается
всемирная история. Мы богоизбранный народ. Хотя мы знаем,
что по христианской вере, по священному писанию есть один
народ богоизбранный. Это евреи. Да? С ними Бог заключает.
А вот мы. Здесь заканчивается история. И к чему это привело?
Это привело к невероятной гордости русских людей. Еще вчера
мы были какой-то отсталой провинцией и улусом Западной орды,
а теперь мы, так сказать, впереди планеты всей, поскольку
христианство нашло свой оплот здесь. И мы хранители истины
в последней инстанции.
1|2|3|4|5|6|7|8|9|10|11|12|13|14|15|16
Прабуддха
Бхарата>>>
Веданта
Кешари>>>
|