"Нищие и несчастные существуют во спасение наше, дабы мы могли служить Богу, являющемуся к нам в лице хворого или помешанного, прокаженного или грешника! Отваги полны мои слова. Снова и снова повторяю вам: наша высочайшая привилегия в том, чтобы служить Богу во вceх этих лицах". Свами Вивекананда
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


Яндекс цитирования Rambler's Top100

 

ОГЛАВЛЕНИЕГлава первая | О сосредоточении  

    

 

 

 

  21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] - в непосредственной близости.

 

 

     [У этого типа йогинов] обретение сосредоточения и плода сосредоточения происходит [достаточно быстро].

 

 

     22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].

 

 

     [Существует] слабая форма сильной [устремленности], умеренная форма сильной [устремленности] и интенсивная форма сильной [устремленности]. Поэтому [даже среди йогинов, наделенных сильной устремленностью], также [есть] различие. В силу такого различия достижение сосредоточения и плода сосредоточения [весьма] близко для [йогина], обладающего слабой формой сильной устремленности, еще ближе оно для [йогина], обладающего средней формой сильной устремленности, но наиболее близко [оно для того йогина], который наделен интенсивной формой сильной устремленности и следует интенсивному методу.

 

 

     23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару (1).

 

 

     Вследствие упования (2), то есть особой формы бхакти, [или безраздельной любви], Ишвара склоняется [к йогину], он благоволит к нему по причине одного лишь страстного стремления [йогина к божеству].

 

      Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре достижение сосредоточения и его плода становится наиболее близким (3).

 

      Итак, кто же тот, отличный от первопричины и Пуруши, кого называют "Ишвара"?

 

 

     24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".

 

 

     Аффекты - это неведение и прочее. Карма - благие и неблагие действия. Созревание - их плод. Скрытые следы - бессознательные впечатления (1), оставляемые такими [действиями].

 

      И [все] они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше, ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы, приписываются их господину. Тот же, кто не затронут таким опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша.

 

      - Но в таком случае существует множество кевалинов, [то есть освобожденных], достигших состояния абсолютной обособленности (2).

 

      - Действительно, они обрели состояние абсолютной обособленности, разорвав тройные путы (3). Ишвара, однако, [никогда] не был связан с таким [состоянием] в прошлом и не будет связан в будущем. Хотя предел прошлой зависимости освобожденного может быть познан, в случае с Ишварой это не так. И если возможен предел будущей зависимости для "растворенного в первопричине", го для Ишвары это не так. Он - всегда освобожденный, всегда - Ишвара (4)!

 

      - Есть ли достоверное доказательство этого вечного превосходства Ишвары, обусловленного тем, что он обладает высочайшей сущностью, или же такое доказательство отсутствует?

 

      - Его достоверное доказательство - священные тексты (5).

 

      - Но в таком случае, что является достоверным основанием священных текстов?

 

      - Их основание - в высочайшей сущности [Ишвары]. Поскольку и священные тексты, и [вечное] превосходство рядоположны высочайшей сущности Ишвары, их связь не имеет начала но времени.

 

      Отсюда следует, что Он - всегда Ишвара, всегда освобожденный. И это Его высшее могущество не имеет ничего равного себе или превосходящего. Прежде всего оно не может быть превзойдено другим высшим могуществом, ибо если бы существовало нечто, пре-носходящее его, то оно было бы им самим. Поэтому тот, в ком реализован высший предел могущества, есть Ишвара. Не существует также и другого высшего могущества, равного ему.

 

      - Почему?

 

      - Когда двое равных [говорят об] одном и том же желаемом объекте: "Пусть он станет новым" и "Пусть он станет старым", при достижении успеха одним безграничная воля другого столкнется (противодействием, и он окажется ниже. Кроме того, невозможно получение одного и того же желаемого объекта двумя равными [по силе субъектами] одновременно, ибо это противоречит смыслу.

 

      Следовательно, тот, кто обладает высшим могуществом, которому мет равного или превосходящего его, и есть Ишвара (6). Он, [как сказано в сутре],- особый Пуруша. И далее

 

 

     25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных.

 

 

     Сверхчувственное познание прошлого, будущего [или] настоящего по отдельности [или] вместе, которое [развито] в меньшей или большей степени, и есть семя всезнания (1). Тот, в ком [это семя], непрерывно увеличиваясь, не может быть превзойдено, [называется] всезнающим.

 

      Существует достижение высшего предела для семени всезнания, поскольку в нем [различаются последовательные] ступени увеличения, как в случае [последовательного увеличения] размера. Тот, в ком [реализуется] обладание высшим пределом знания, есть Всезнающий. Он - особый Пуруша.

 

      Умозаключение исчерпывает [свою доказательную силу] в выведении только общего, и [оно] бесполезно при познании специфического; поэтому истинное знание Его имени и других особенностей следует искать в агамах (2).

 

      Хотя [Ишвара] не извлекает пользы для самого себя (3), его цель - приносить пользу живым существам: "При разрушении кальпы и великих разрушениях вселенной (4) наставлением в знании и дхарме я поддержу [все живые] существа, вовлеченные в круговорот бытия". И соответственно было сказано: "Первый мудрец, принявший творящую форму сознания, Бхагаван, высочайший риши, из [беспредельного] сострадания изложил учение Асури, исполненному желания узнать [его]" (5).

 

      Он, этот [Ишвара],

 

 

     26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.

 

 

     И древние учители различаются по времени [своего существования], но Он, к кому временные характеристики (1) неприложимы, является Учителем также и древних [мудрецов]. Подобно тому как Он совершенен по абсолютности формы существования при начале данного творения, точно так же его следует рассматривать и при начале прошлых творений.

 

 

     27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом (1).

 

 

     Ишвара - то, что обозначается священным слогом Ом.

 

      - Является ли эта связь обозначаемого и обозначающего [плодом] условного соглашения, или же она неизменна, как, например, [связь] между светильником и светом?

 

      - Эта связь обозначающего с обозначаемым неизменна, а условное соглашение относительно [обозначения] Ишвары и представляет такое неизменное отношение (2). Например, неизменное отношение между отцом и сыном лишь проясняется обыденным словоупотреблением: "Это его отец", "Это его сын". Точно так же и в других [периодах] творения (3) условное соглашение принимается именно так, в зависимости от функции обозначаемого и обозначающего. Сведущие в агамах (4) утверждают, что связь между словом и [обозначаемым им] объектом вечна ввиду вечности соглашения.

 

      Йогин, постигший [связь] обозначаемого и обозначающего, [с необходимостью практикует]

 

 

     28. его рецитацию и сосредоточение на его объекте.

 

 

     [Имеется в виду] рецитация священного слога Ом и сосредоточение на Ишваре (1), обозначаемом священным слогом Ом. У йогина, постоянно повторяющего священный слог Ом и сосредоточенного на его объекте, сознание становится сконцентрированным в одной точке. В этой связи было сказано: "Благодаря рецитации мантр пусть он пребывает в йоге, посредством йоги пусть он созерцает [мантру], ибо при достижении совершенства в рецитации мантр и в йоге сияет Высший Атман" (2).

 

      Что еще происходит с этим [йогином]?

 

 

     29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.

 

 

     Какие бы то ни были препятствия - болезни и прочее, - все они перестают существовать вследствие упования на Ишвару; у него, [йогина], возникает также видение собственной сущности. Подобно тому как Ишвара есть чистый Пуруша, [ничем] не замутненный, абсолютно обособленный, лишенный [бытийных] характеристик (1), этот [йогин] приходит к пониманию, что он также есть Пуруша, отражающий [содержание] буддхи.

 

      Далее. Что такое препятствия, которые делают сознание рассеянным? Каковы они и сколько их?

 

   

 

 Глава первая. "О сосредоточении"

[1-3] [4-7] [8-11] [12-20] [21-29] [30-35] [36-44] [45-51]

 

 

 

            
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта