21.
У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] -
в непосредственной близости.
[У
этого типа йогинов] обретение сосредоточения и плода сосредоточения
происходит [достаточно быстро].
22.
Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости,
умеренности или интенсивности [устремлений].
[Существует]
слабая форма сильной [устремленности], умеренная форма сильной
[устремленности] и интенсивная форма сильной [устремленности].
Поэтому [даже среди йогинов, наделенных сильной устремленностью],
также [есть] различие. В силу такого различия достижение сосредоточения
и плода сосредоточения [весьма] близко для [йогина], обладающего
слабой формой сильной устремленности, еще ближе оно для [йогина],
обладающего средней формой сильной устремленности, но наиболее
близко [оно для того йогина], который наделен интенсивной
формой сильной устремленности и следует интенсивному методу.
23.
Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования
на Ишвару (1).
Вследствие
упования (2), то есть особой формы бхакти, [или безраздельной
любви], Ишвара склоняется [к йогину], он благоволит к нему
по причине одного лишь страстного стремления [йогина к божеству].
Также и у йогина вследствие страстного стремления к Ишваре
достижение сосредоточения и его плода становится наиболее
близким (3).
Итак, кто же тот, отличный от первопричины и Пуруши, кого
называют "Ишвара"?
24.
Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой,
[ее] созреванием и [скрытыми] "следами".
Аффекты
- это неведение и прочее. Карма - благие и неблагие действия.
Созревание - их плод. Скрытые следы - бессознательные впечатления
(1), оставляемые такими [действиями].
И [все] они, существуя лишь в сознании, приписываются Пуруше,
ибо он и есть тот, кто наслаждается их плодом. Это подобно
тому, как победа или поражение, зависящее от участников битвы,
приписываются их господину. Тот же, кто не затронут таким
опытом, и есть Ишвара, то есть особый Пуруша.
- Но в таком случае существует множество кевалинов, [то есть
освобожденных], достигших состояния абсолютной обособленности
(2).
- Действительно, они обрели состояние абсолютной обособленности,
разорвав тройные путы (3). Ишвара, однако, [никогда] не был
связан с таким [состоянием] в прошлом и не будет связан в
будущем. Хотя предел прошлой зависимости освобожденного может
быть познан, в случае с Ишварой это не так. И если возможен
предел будущей зависимости для "растворенного в первопричине",
го для Ишвары это не так. Он - всегда освобожденный, всегда
- Ишвара (4)!
- Есть ли достоверное доказательство этого вечного превосходства
Ишвары, обусловленного тем, что он обладает высочайшей сущностью,
или же такое доказательство отсутствует?
- Его достоверное доказательство - священные тексты (5).
- Но в таком случае, что является достоверным основанием священных
текстов?
- Их основание - в высочайшей сущности [Ишвары]. Поскольку
и священные тексты, и [вечное] превосходство рядоположны высочайшей
сущности Ишвары, их связь не имеет начала но времени.
Отсюда следует, что Он - всегда Ишвара, всегда освобожденный.
И это Его высшее могущество не имеет ничего равного себе или
превосходящего. Прежде всего оно не может быть превзойдено
другим высшим могуществом, ибо если бы существовало нечто,
пре-носходящее его, то оно было бы им самим. Поэтому тот,
в ком реализован высший предел могущества, есть Ишвара. Не
существует также и другого высшего могущества, равного ему.
- Почему?
- Когда двое равных [говорят об] одном и том же желаемом объекте:
"Пусть он станет новым" и "Пусть он станет
старым", при достижении успеха одним безграничная воля
другого столкнется (противодействием, и он окажется ниже.
Кроме того, невозможно получение одного и того же желаемого
объекта двумя равными [по силе субъектами] одновременно, ибо
это противоречит смыслу.
Следовательно, тот, кто обладает высшим могуществом, которому
мет равного или превосходящего его, и есть Ишвара (6). Он,
[как сказано в сутре],- особый Пуруша. И далее
25.
Семя всезнания в нем не имеет себе равных.
Сверхчувственное
познание прошлого, будущего [или] настоящего по отдельности
[или] вместе, которое [развито] в меньшей или большей степени,
и есть семя всезнания (1). Тот, в ком [это семя], непрерывно
увеличиваясь, не может быть превзойдено, [называется] всезнающим.
Существует достижение высшего предела для семени всезнания,
поскольку в нем [различаются последовательные] ступени увеличения,
как в случае [последовательного увеличения] размера. Тот,
в ком [реализуется] обладание высшим пределом знания, есть
Всезнающий. Он - особый Пуруша.
Умозаключение исчерпывает [свою доказательную силу] в выведении
только общего, и [оно] бесполезно при познании специфического;
поэтому истинное знание Его имени и других особенностей следует
искать в агамах (2).
Хотя [Ишвара] не извлекает пользы для самого себя (3), его
цель - приносить пользу живым существам: "При разрушении
кальпы и великих разрушениях вселенной (4) наставлением в
знании и дхарме я поддержу [все живые] существа, вовлеченные
в круговорот бытия". И соответственно было сказано: "Первый
мудрец, принявший творящую форму сознания, Бхагаван, высочайший
риши, из [беспредельного] сострадания изложил учение Асури,
исполненному желания узнать [его]" (5).
Он, этот [Ишвара],
26.
Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
И
древние учители различаются по времени [своего существования],
но Он, к кому временные характеристики (1) неприложимы, является
Учителем также и древних [мудрецов]. Подобно тому как Он совершенен
по абсолютности формы существования при начале данного творения,
точно так же его следует рассматривать и при начале прошлых
творений.
27.
Его [вербальное] выражение - священный слог Ом (1).
Ишвара
- то, что обозначается священным слогом Ом.
- Является ли эта связь обозначаемого и обозначающего [плодом]
условного соглашения, или же она неизменна, как, например,
[связь] между светильником и светом?
- Эта связь обозначающего с обозначаемым неизменна, а условное
соглашение относительно [обозначения] Ишвары и представляет
такое неизменное отношение (2). Например, неизменное отношение
между отцом и сыном лишь проясняется обыденным словоупотреблением:
"Это его отец", "Это его сын". Точно так
же и в других [периодах] творения (3) условное соглашение
принимается именно так, в зависимости от функции обозначаемого
и обозначающего. Сведущие в агамах (4) утверждают, что связь
между словом и [обозначаемым им] объектом вечна ввиду вечности
соглашения.
Йогин, постигший [связь] обозначаемого и обозначающего, [с
необходимостью практикует]
28.
его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
[Имеется
в виду] рецитация священного слога Ом и сосредоточение на
Ишваре (1), обозначаемом священным слогом Ом. У йогина, постоянно
повторяющего священный слог Ом и сосредоточенного на его объекте,
сознание становится сконцентрированным в одной точке. В этой
связи было сказано: "Благодаря рецитации мантр пусть
он пребывает в йоге, посредством йоги пусть он созерцает [мантру],
ибо при достижении совершенства в рецитации мантр и в йоге
сияет Высший Атман" (2).
Что еще происходит с этим [йогином]?
29.
Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также
устранение препятствий.
Какие
бы то ни были препятствия - болезни и прочее, - все они перестают
существовать вследствие упования на Ишвару; у него, [йогина],
возникает также видение собственной сущности. Подобно тому
как Ишвара есть чистый Пуруша, [ничем] не замутненный, абсолютно
обособленный, лишенный [бытийных] характеристик (1), этот
[йогин] приходит к пониманию, что он также есть Пуруша, отражающий
[содержание] буддхи.
Далее. Что такое препятствия, которые делают сознание рассеянным?
Каковы они и сколько их?
Глава первая. "О сосредоточении"
[1-3] [4-7]
[8-11] [12-20]
[21-29] [30-35] [36-44]
[45-51]
|