Глава первая
О сосредоточении
Ом, поклонение Ганеше!
Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму,
владычествует над миром (живых существ], различными способами
выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю]
совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством
уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита
которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный
змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение,
пребывающий в сосредоточении *.
1.
Итак(1), наставление йоге.
"Итак" - здесь в значении [начала систематического
изложения] предмета, что следует понимать [как начало] авторитетного
учения, дающего изложение йоги (2).
Йога есть сосредоточение (3), которое выступает свойством
сознания на всех его ступенях (4). Ступени сознания: блуждающее
(5), тупое (6), произвольно направленное (викшипта) (7), собранное
в точку (8), остановленное (9). Из них сосредоточение при
сознании, произвольно направленном, не относится к области
собственно йоги (10), ибо оно размывается рассеянностью.
Но то [сосредоточение], которое при сознании, собранном в
точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает
аффекты '', ослабляет путы кармы (12) и ставит целью прекращение
[развертывания сознания], оно-то и получает название йоги
сознания (13). Эта [йога] связана с [возделыванием] избирательности,
рефлексии (14), блаженства (15) и самости (16). Эти [четыре
модуса] мы объясним в дальнейшем.
Однако
при прекращении всякого функционирования [сознания возникает]
бессознательное сосредоточение (17), [то есть йога собственно
бессознательного].
Желая дать ее определение, [Патанджали] избрал следующую [формулировку]
сутры:
2.
Йога есть прекращение деятельности сознания (1).
Поскольку
[в сутре] опущено слово "всякой", йога сознания
также называется йогой (2).
Сознание
ввиду своей предрасположенности к ясности, активности [или]
инерционности - трехмодальное (3).
Саттва [как модальность] сознания, которая по своей природе
есть ясность, будучи смешана с двумя [другими модальностями],
раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным
объектам.
Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию,
неотрешенности и утрате силы.
Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена
пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится
к праведности, знанию, отрешенности и силе (4).
И она же, [эта саттва сознания], когда исчезла малейшая загрязненность
ее раджасом, пребывает в собственной форме, [то есть в самой
себе], будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей
[как энергией сознания (5)], тяготеет к дхьяне - [созерцанию,
называемому] "Облако дхармы" (6). Такое [состояние
сознания] созерцатели полагают Высшим различением (7).
Энергия сознания не трансформируется и не поглощается (объектами],
объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна
(8).
Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность
[сознания] и, следовательно, противоположно ей, [этой энергии
сознания] (9). Потому сознание, безразличное к нему, освобождается
также и от этого постижения (10). В таком состоянии сознание
сопровождается лишь санскарами, [то есть бессознательными
формирующими факторами] (11). Это и есть сосредоточение, "лишенное
семян". В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно
(12).
Таким образом, эта йога, [определенная] как прекращение: деятельности
сознания, двух видов.
Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная
природа Пуруши, ["Зрителя"], сущность которого -
постижение буддхи, [то есть ментального опыта]?
3. Тогда Зритель (1) пребывает
в собственной форме.
В этом случае энергия сознания, [или Пуруша], пребывает в
своей собственной форме как в [состоянии] абсолютной обособленности
(2). Однако при актуализированном сознании она не [представляется]
таковой, хотя в действительности это так.
- Почему же тогда [это происходит] ?
- В силу того, что объекты показывают себя [Зрителю].
Глава первая. "О
сосредоточении"
[1-3] [4-7]
[8-11] [12-20]
[21-29] [30-35]
[36-44] [45-51]
|