«Джнянин идет настолько далеко, что постигает, что Брахман есть абсолютная Реальность, а все феномены – нереальны. Виджняни идет еще дальше и чувствует больше. Он видит, что крыша и ступеньки сделаны из одного и того же материала. Очень немногие люди могут стоять на крыше (царство Абсолютного). Все те, которые достигли состояния самадхи, должны вернуться потом в более низкие сферы. Они не могут держаться на этой высоте, точно так же, как никто не может долго тянуть самую высокую ноту. Чувство «я» притягивает человека вниз» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


Яндекс цитирования Rambler's Top100

 

ОГЛАВЛЕНИЕГлава первая | О сосредоточении  

    

 

 

 

 

                        Глава первая

 

 

 

                       О сосредоточении

 

 

Ом, поклонение Ганеше!

Да защитит вас тот, кто, оставив свою извечную форму, владычествует над миром (живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении *.

     

     1. Итак(1), наставление йоге.

 

 

      "Итак" - здесь в значении [начала систематического изложения] предмета, что следует понимать [как начало] авторитетного учения, дающего изложение йоги (2).

 

      Йога есть сосредоточение (3), которое выступает свойством сознания на всех его ступенях (4). Ступени сознания: блуждающее (5), тупое (6), произвольно направленное (викшипта) (7), собранное в точку (8), остановленное (9). Из них сосредоточение при сознании, произвольно направленном, не относится к области собственно йоги (10), ибо оно размывается рассеянностью.

 

      Но то [сосредоточение], которое при сознании, собранном в точку, высвечивает объект как он есть в реальности, уничтожает аффекты '', ослабляет путы кармы (12) и ставит целью прекращение [развертывания сознания], оно-то и получает название йоги сознания (13). Эта [йога] связана с [возделыванием] избирательности, рефлексии (14), блаженства (15) и самости (16). Эти [четыре модуса] мы объясним в дальнейшем.

 

     Однако при прекращении всякого функционирования [сознания возникает] бессознательное сосредоточение (17), [то есть йога собственно бессознательного].

 

      Желая дать ее определение, [Патанджали] избрал следующую [формулировку] сутры:

     

 

     2. Йога есть прекращение деятельности сознания (1).

 

 

     Поскольку [в сутре] опущено слово "всякой", йога сознания также называется йогой (2).

 

     Сознание ввиду своей предрасположенности к ясности, активности [или] инерционности - трехмодальное (3).

 

      Саттва [как модальность] сознания, которая по своей природе есть ясность, будучи смешана с двумя [другими модальностями], раджасом и тамасом, привязывается к господству и чувственным объектам.

 

      Она же, смешанная с тамасом, стремится к неправедности, незнанию, неотрешенности и утрате силы.

 

      Она же самая, сияющая в своей всецелой полноте, когда сброшена пелена невежества и когда к ней примешан лишь раджас, стремится к праведности, знанию, отрешенности и силе (4).

 

      И она же, [эта саттва сознания], когда исчезла малейшая загрязненность ее раджасом, пребывает в собственной форме, [то есть в самой себе], будучи лишь знанием различия между саттвой и Пурушей [как энергией сознания (5)], тяготеет к дхьяне - [созерцанию, называемому] "Облако дхармы" (6). Такое [состояние сознания] созерцатели полагают Высшим различением (7).

 

      Энергия сознания не трансформируется и не поглощается (объектами], объекты сами показывают себя ей; она чиста и беспредельна (8).

 

      Различающее постижение есть по своей сути саттва как модальность [сознания] и, следовательно, противоположно ей, [этой энергии сознания] (9). Потому сознание, безразличное к нему, освобождается также и от этого постижения (10). В таком состоянии сознание сопровождается лишь санскарами, [то есть бессознательными формирующими факторами] (11). Это и есть сосредоточение, "лишенное семян". В нем ничего не познается, оттого оно бессознательно (12).

 

      Таким образом, эта йога, [определенная] как прекращение: деятельности сознания, двух видов.

      Раз у сознания в таком состоянии нет объекта, какова же собственная природа Пуруши, ["Зрителя"], сущность которого - постижение буддхи, [то есть ментального опыта]?

 

 

      3. Тогда Зритель (1) пребывает в собственной форме.

 

 

      В этом случае энергия сознания, [или Пуруша], пребывает в своей собственной форме как в [состоянии] абсолютной обособленности (2). Однако при актуализированном сознании она не [представляется] таковой, хотя в действительности это так.

 

      - Почему же тогда [это происходит] ?

 

      - В силу того, что объекты показывают себя [Зрителю].

 

 

 

        Глава первая. "О сосредоточении"

       [1-3] [4-7] [8-11] [12-20] [21-29] [30-35] [36-44] [45-51]

            
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта