 |
8. Заблуждение (1) есть ложное
знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
-
Почему оно не является источником истинного знания?
-
Потому что оно устраняется посредством истинного знания, [ибо]
предметной областью истинного знания выступает то, что существует
в действительности (2). В этом и обнаруживается противоположность
истинного знания и заблуждения. Так, [ложное] восприятие двух
лун опровергается зрительным восприятием луны как реально
существующего объекта.
Это
[заблуждение] и есть то пятеричное неведение, [о котором сказано]:
"Неведение, эгоизм, страсть, ненависть и инстинкт жизни
[суть пять базовых] аффектов" (3). Именно они [и обозначаются]
соответствующими именами: тьма, ослепление, великое ослепление,
мрак и слепой мрак (4). В дальнейшем они будут рассмотрены
в связи с "загрязнениями" сознания.
9.
[Ментальное] конструирование лишено референции и проистекает
из вербального знания (1).
Оно
не восходит ни к истинному познанию, ни к заблуждению. Однако
и при отсутствии референции, [то есть объективной основы]
, его применение представляется зависимым от авторитетности
вербального знания. Так, [рассмотрим высказывание]: "Сознание
есть собственная форма Пуруши". Но если Пуруша есть не
что иное, как [чистая] энергия сознания, то что в таком случае
и чем предицируется [в подобном высказывании] ? Ведь обозначающая
функция проявляется в предицировании, например: "Корова
Чайтры". Аналогичным образом: "Пуруша бездеятелен".
[Здесь касательно Пуруши] отрицается свойство, обнаруживаемое
в реальном объекте. [Еще один пример]: "Бана стоит, остановится,
остановился" (2). Значение глагольного корня [stha] понимается
как остановка движения. Точно так же: "Пуруша обладает
свойством невозникновения". Здесь имеется в виду только
отсутствие свойства возникновения, но не [какое-либо негативное]
свойство, присущее Пуруше. Поэтому это свойство является [умозрительно]
сконструированным и тем самым вошедшим в обыденное словоупотребление.
10.
Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающаяся
на отсутствие [познавательных содержаний].
И
эта [деятельность сознания] представляет собой особый
опыт, поскольку она воспроизводится [в памяти]
после пробуждения. Как [иначе можно думать]: "Я спал
очень хорошо; мой ум ясен, он делает мою способность постижения
весьма искусной"? [Или, напротив]: "Я спал плохо;
мой ум вял и медлителен, он блуждает в своей неустойчивости"?
[Или]: "Я спал в глубоком оцепенении; члены моего тела
тяжелые; ум вялый и опустошенный, словно его обокрали"?
Такая рефлексия после пробуждения, разумеется, не была бы
возможна, если бы в чувственном опыте [во время сна] не присутствовала
бы [соответствующая] причина, [то есть тамас], как не было
бы и воспоминаний, основывающихся на ней и имеющих ее своим
объектом (1). Поэтому сон есть специфическая деятельность
сознания и при йогическом сосредоточении должен быть устранен,
подобно другим [формам] деятельности сознания.
11.
Память есть сохранение (букв. "неутрачивание")
прошлого опыта.
Вспоминает
ли сознание представление [об объекте] или же |сам] объект?
Представление, окрашенное объектом восприятия, возникает [в
сознании] как имеющее форму и объекта, и процесса восприятия.
Оно-то и дает начало санскаре, принадлежащей к соответствующему
классу. Этот формирующий фактор, выступающий проявлением того,
что обнаруживает самое себя (1), [в свою очередь], и порождает
память, представляющую по своей сути форму как объекта, так
и процесса восприятия.
При этом интеллект есть то, в чем главенствует форма процесса
восприятия, а память - то, в чем главенствует форма объектов.
Она, [память],- двух видов: [когда] припоминаемое воображаемо
и [когда] припоминаемое невоображаемо. Во сне припоминаемое
воображаемо, в состоянии бодрствования - невоображаемо (2).
Все эти воспоминания возникают из опыта, [обусловленного]
истинным знанием, заблуждением, ментальным конструированием,
сном и памятью. И все эти формы деятельности сознания по своей
сути - удовольствие, страдание и тупость.
Удовольствие, страдание и тупость будут рассмотрены [в разделе]
об аффектах (3): "Страсть коренится в удовольствии, вражда
- и страдании, неведение же есть тупость". Все эти формы
деятельности [сознания] должны быть прекращены. По их прекращении
возникает сознательное или бессознательное сосредоточение.
Итак, каков метод [достижения] их прекращения?
Глава
первая. "О сосредоточении"
[1-3]
[4-7] [8-11] [12-20]
[21-29] [30-35]
[36-44] [45-51]
|