 |
12.
Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.
Поистине,
реке сознания свойственно течь в двух направлениях: она течет
и ко благу, она течет и ко злу. [Река], которая устремлена
к абсолютной обособленности по руслу различения, течет ко
благу. [Если же] она устремлена к сансаре по руслу неразличения,
то она течет ко злу. Из этих [двух] поток, стремящийся к чувственным
объектам, перекрывается посредством бесстрастия, а поток,
[стремящийся] к различению, прокладывает себе путь с помощью
практики различающего знания. Таким образом, прекращение деятельности
сознания (1) основано на них обоих.
13.
Из них практика (1) есть [непрерывное] усилие по сохранению
устойчивости сознания.
Устойчивость
есть отсутствие развертывания сознания, невозмущаемость его
течения. Практика - это непрерывное усилие, [предпринимаемое]
с данной целью, энергичность, упорство в желании достичь [состояния
устойчивости] и [соответствующий] образ деятельности по ее
реализации.
14.
Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда]
ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва
и с [должным] вниманием.
[Практика],
которой придерживаются в течение длительного времени, придерживаются
непрерывно и реализуют ее посредством подвижничества, воздержания,
знания и веры, [то есть с надлежащим] вниманием, становится
прочно укорененной. [Другими словами, ее] цель, [то есть устойчивость
сознания], не может быть внезапно подавлена возникающими санскарами,-
таков смысл [сутры].
15.
Бесстрастие (1) есть состояние полного преодоления у того,
кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям,
освященным традицией.
Сознание,
лишенное влечения к чувственным объектам, таким, как женщины,
еда, питье, власть [и т. д.], и целям, освященным | ведийской]
традицией,- обретению жизни на небе, бестелесности и растворению
в первопричине,- даже при наличии связи с божественными или
мирскими объектами видящее их несовершенство благодаря способности
высшего различения, есть сознание полного преодоления, характеризующееся
отсутствием чувственного опыта, свободное от всего, что должно
быть отброшено или присвоено. [Это и есть] бесстрастие.
16.
Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает
влечение к гунам.
Видящий
несовершенство чувственных и освященных традицией объектов
[становится] безразличным к ним.
Благодаря практике видения Пуруши [йогин], разум которого
расширен благодаря [совершенному] различению, [порождаемому]
чистотой этого [видения], становится безразличным к гунам
как и их проявленной, так и непроявленной сущности.
Таковы два вида бесстрастия. Высшее из них - не что иное,
как ясный свет знания. [Тот йогин], у которого с появлением
этого | света] возникла способность различающего постижения,
размышляет: "Все, что должно быть обретено, обретено;
аффекты, которые должны быть избыты, избыты; разорвана неразъемная
цепь непрерывности существования, при сохранении которой за
рождением следует смерть, а за смертью - [новое] рождение".
Именно бесстрастие есть высшая цель истинного знания, и абсолютная
обособленность связана с ним нераздельным образом.
Далее. Почему прекращение деятельности сознания, достигаемое
посредством обоих методов, называется сознательным сосредоточением?
17.
[Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности,
рефлексии, блаженства и самости.
Избирательность
есть "грубый" опыт относительно объекта сознания,
рефлексия - "тонкий". Блаженство есть [внутренний]
подъем. Самость есть сознание единства с [собственным] "я".
Здесь первая [ступень] сосредоточения, сопровождаемая [всеми]
четырьмя [формами, называется] "с избирательностью".
Вторая, лишенная избирательности,- "с рефлексией".
Третья, лишенная рефлексии,- "с блаженством". Четвертая,
лишенная и его,- "только-самость". Все эти [ступени]
сосредоточения [называются] "наделенные опорами".
Далее, о бессознательном сосредоточении. Каков метод [его
достижения] и какова его собственная природа?
18.
Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие
факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение
[деятельности сознания].
Бессознательное
сосредоточение - это остановка сознания, при которой прекращается
вся его деятельность и остаются лишь санскары, [то есть бессознательные
формирующие факторы]. Метод его достижения - высшее бесстрастие,
ибо практика [работы] с объектом [как опорой сознания] не
может служить средством его реализации. Опорой [бессознательного
сосредоточения] становится причина остановки [деятельности
сознания], не имеющая предметной реальности. При таком [сосредоточении]
объект отсутствует. [Состояние] сознания, которому предшествует
такая практика, лишается опоры, как если бы оно было наделено
несуществованием.
Так [возникает] это "лишенное семени" (1) сосредоточение,
[называемое] бессознательным.
Оно, как известно, [бывает] двух видов: обусловленное методом
и обусловленное существованием. Из них [сосредоточение], обусловленное
методом, свойственно [только] йогинам.
19.
[Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием,
[бывает] у бестелесных (1) и растворенных в первопричине
[существ].
У
бестелесных богов [бессознательное сосредоточение] обусловлено
формой существования. Они испытывают состояние, подобное абсолютной
обособленности, будучи наделенными сознанием, использующим
только собственные санскары, [то есть формирующие факторы],
а затем переходят в соответствующие их виду формы существования,
[когда] их санскары приносят результат.
Так же и те, кто растворен в первопричине, испытывают состояние,
подобное абсолютной обособленности, при которой их сознание,
еще не реализовавшее свою задачу, пребывает растворенным в
первопричине. [И так] продолжается до тех пор, пока сознание
из-за [не выполненной еще] задачи (2) не возвращается вновь
[в круговорот бытия].
20.
У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют
вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость (1).
Для
йогинов условием [достижения бессознательного сосредоточения]
является метод. Вера есть ментальная ясность, ибо она защищает
йогина, словно заботливая мать. У обладающего [такой] верой
и ставящего своей целью [обретение способности] различения
возникает энергия. При возрастании энергии у него появляется
| способность] памятования (2), [то есть устойчивое удержание
объекта в памяти]. При наличии памятования сознание достигает
невозмутимости и становится сконцентрированным. У того, кто
обладает сконцентрированным сознанием, возникает различающая
мудрость, с помощью которой он познает истинную природу вещей.
Благодаря применению этих [средств] и бесстрастию как [полагаемой]
цели и возникает бессознательное сосредоточение (3).
Эти йогины в зависимости от [используемого] метода - мягкого,
среднего или интенсивного - составляют девять [классов]. Таким
образом, [йогины различаются как практикующие] "мягкий"
метод, средний метод и интенсивный метод. Из них те, кто использует
"мягкий" метод, также [делятся] на три типа: [наделенные]
слабой устремленностью, средней устремленностью и сильной
устремленностью (4). Аналогичным образом [такое же деление
существует] как среди тех, кто использует умеренный метод,
так и среди тех, кто использует интенсивный метод. Среди тех,
кто использует интенсивный метод, и
Глава первая. "О сосредоточении"
[1-3] [4-7]
[8-11] [12-20] [21-29]
[30-35] [36-44]
[45-51]
|