4. В других случаях - сходство
с деятельностью [сознания].
Пуруше
в актуализированном состоянии (1) [свойственна] деятельность,
которая не отличается от деятельности сознания. Так, в сутре
[сказано]: "Существует лишь одно проявление [для обоих),
и это проявление есть знание" (2).
Сознание - словно магнит, действующий одним лишь фактом своей
близости; благодаря свойству быть наблюдаемым оно становится
собственностью Пуруши (3), своего господина. Поэтому безначальная
связь Пуруши [с сознанием] и есть причина постижения им [содержаний]
деятельности сознания.
Тем не менее эта [деятельность] сознания, будучи многообразной,
должна быть прекращена.
5. Пять видов деятельности [сознания]
(1): загрязненные и незагрязненные.
Те,
что обусловлены аффектами и служат полем для накопления бессознательных
"следов" кармы (2) - загрязненные (3), [а] имеющие
своим объектом различающее постижение и противодействующие
господству [трех] гун (4) - незагрязненные. [Они остаются)
незагрязненными, даже попадая в поток загрязненного, они [же]
-незагрязненные в промежутках загрязненного; [и, наоборот,
загрязненное остается] загрязненным в промежутках незагрязненного
(5).
Таким образом, санскары, принадлежащие к одному и тому же
виду, создаются [соответствующими видами] деятельности [сознания]
, а сама деятельность - санскарами. И так колесо деятельности
[сознания] и санскар (6) вращается непрерывно.
Будучи таковым [по своей природе], сознание после того, как
оно выполнило свою функцию, пребывает в самотождественности
или же идет к пралае, [то есть к "растворению" в
первопричине и конце космического цикла] (7).
Эти пять видов деятельности - загрязненные и незагрязненные
- [перечисляются ниже]:
6. Истинное познание, заблуждение,
ментальное конструирование, сон и память (1).
Из них
7. Истинное познание - [это] восприятие,
умозаключение и авторитетное свидетельство.
Чувственное
восприятие (1) есть источник истинного знания, [проявляющийся
в тех случаях], когда сознание испытывает воздействие (2)
внешнего объекта через каналы органов чувств. Объективная
сфера его функционирования - общее и специфическое; его главная
функция - установление специфического в объекте. Результат
[чувственного восприятия] - постижение Пурушей деятельности
сознания [как чего-то], не отличимого [от него самого]. Как
мы подробно разъясним в дальнейшем, Пуруша обладает рефлексией
на буддхи, [то есть на содержание ментального опыта].
Умозаключение (3) есть действие [сознания], имеющее своим
объектом связь, наличествующую между [элементами] одинаковых
классов, относительно которых делается логический вывод, и
отсутствующую между [элементами] различных классов. Его главная
функция - установление общего. Например: луна и звезды обладают
движением, так как они меняют свое местопребывание подобно
Чайтре (имя собственное.- Пер.); [горы] Виндхья не обладают
движением, так как не перемещаются.
Объект, увиденный или логически выведенный авторитетным лицом,
описывается [им] в словах для передачи своего знания другому
лицу; состояние [сознания] слушателя, возникающее на основе
слов и имеющее объектом их значение, есть авторитетное [вербальное]
свидетельство (4).
Если же свидетельствующий (5) говорит о вещах, не заслуживающих
доверия, или об объектах, не виденных [им] либо не выведенных
логическим путем, то такое вербальное свидетельство становится
шатким. Однако свидетельство исходного авторитета (6) относительно
виденных или выведенных логическим путем объектов не может
быть поколеблено.
Глава первая. "О сосредоточении"
[1-3] [4-7] [8-11]
[12-20] [21-29]
[30-35] [36-44]
[45-51]
|