30. Благодаря ему исчезают аффекты
и карма.
Благодаря достижению состояния такого [йогического сосредоточения]
неведение и прочие аффекты оказываются вырванными(1) вместе
со своими корнями, а скрытые следы кармы, как благие, так
и неблагие, уничтожаются. При устранении аффектов и кармы
мудрец достигает освобождения еще при жизни.
- Почему?
- Потому что ложные установки и являются причиной существования.
Поистине, не может быть, чтобы некто, освободившийся от ложных
установок, был бы рожден [вновь] где-либо или кем-либо.
31. И тогда, при беспредельности
знания, освобожденного от всех загрязняющих его препятствий,
немногое [остается] из того, что должно быть познано.
Знание, освобожденное от всех препятствий, [создаваемых] аффектами
и кармой, становится беспредельным. Саттва беспредельного
знания, подавляемая тамасом, который заслоняет ее, и лишь
время от времени приводимая в движение раджасом, будучи освобожденной,
обретает способность к познанию. Теперь, когда она избавлена
от всех загрязняющих ее препятствий, она становится беспредельной.
А ввиду беспредельности знания остается очень немногое из
того, что еще должно быть познано, например светлячок в бесконечном
пространстве.
Как сказано в этой связи, «слепой просверлил жемчужину, беспалый
нанизал ее на нитку, не имеющий шеи надел ее, а немой пропел
ей хвалу» (1).
32. В результате этого завершается
последовательное изменение гун, осуществивших свою цель.
В результате появления этого «Облака дхармы» последовательность
изменения гун, осуществивших свою цель, оказывается завершенной.
[Гуны], полностью исчерпавшие опыт и [приведшие] к освобождению,
что и является их целью, не могут продлить свое существование
ни на мгновение.
Итак, что же называется последовательностью?
33. Последовательность, понимаемая
как конечный предел изменения, есть противоположность мгновения.
Последовательность по своей сути есть непрерывное течение
моментов; как таковая она воспринимается через конечный предел,
то есть завершение изменения. Так, новая одежда не обветшает,
пока через ряд последовательных моментов не наступит предел
ее [новизны].
В вечных сущностях тоже наблюдается последовательность. Сама
вечность двояка: абсолютно неизменная вечность и вечность
изменения. Из них неизменная вечность присуща Пуруше, а вечность
изменения - гунам. Вечным является то, в чем даже при подверженности
непрерывному изменению «таковость», [то есть внутренняя сущность],
не разрушается (1). Вечность их обоих, [Пуруши и гун], обусловлена
тем, что их внутренняя сущность неразрушима.
Что касается качеств гун - разума и прочих,- то последовательность
их существования приходит к завершению, выражающемуся через
конечный предел изменения. В самих вечных гунах как носителях
качеств такого завершения не обнаруживается.
В отношении абсолютно неизменных, вечных, пребывающих лишь
в самих себе, освобожденных пурушей (индивидуальных «я») существование
как таковое воспринимается только как последовательность.
В этом случае, однако, [последовательность] не имеет завершения
(2). [Такой вывод] носит чисто вербальный характер и делается
на основании глагольной формы «существует».
- Есть ли конец последовательности этого круговорота бытия,
реализующей себя через гуны в их движении или в состоянии
покоя, либо же конце нет?
- Ответить на это невозможно.
- Почему?
Есть вопросы, требующие категорического ответа: «Умирает ли
каждый, кто родился? - Да, господин!» Однако есть вопросы,
ответ на которые должен быть разделен (3): «Родится ли [вновь]
каждый, кто умер? - Мудрый, обретший способность различающего
постижения и устранивший жажду [бытия], не родится, но [любой]
другой родится вновь».
Точно так же на вопрос: «Является ли человеческая форма рождения
самой лучшей или нет?» - следует отвечать, разделив его: «По
сравнению с животными она - лучшая, по сравнению с богами
и риши - нет». Но существуют вопросы, на которые нельзя ответить:
«Имеет ли конец этот круговорот бытия или не имеет? - Для
мудрого существует конец последовательности круговорота бытия,
для другого - не существует». При ограничении [ответа] одним
из вариантов [возникает] ошибка; поэтому вопрос должен быть
проанализирован.
Как было сказано, абсолютное освобождение [наступает] при
окончании последовательности развертывании гун. [Теперь] определяется
его внутренняя сущность.
34.
Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более
не являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания,
пребывающая в самой себе.
Полное свертывание (1) гун, которые представляют собой [цепь]
причин и следствий, выполнивших [свою функцию - служить] опыту
и освобождению Пуруши, и [потому более] не существуют для
него в качестве объекта,- это и есть абсолютное освобождение.
Энергия сознания Пуруши [в этом случае] полностью обособлена,
то есть пребывает в самой себе из-за отсутствия связи с саттвой
разума. Ее вечное сохранение именно в таком состоянии и есть
абсолютное освобождение.
На этом четвертая глава «Об абсолютном освобождении» в комментарии
санкхьи к «Йога-шастре» достопочтенного Патанджали [завершена].
Глава четвертая. "Об абсолютном освобождении"
[1-8] [9-13]
[14-20] [21-29]
[30-34]
|