Глава четвертая
Об абсолютном
освобождении
I. Совершенные способности возникают
благодаря [соответствующей форме] рождения, лекарственным
снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма [и] йогическому
сосредоточению.
Способность обретать другое тело [появляется] вследствие [соответствующей
формы] рождения(1).
[Совершенные способности, обретаемые] благодаря лекарственным
снадобьям - эликсиру жизни(2) и прочим, - [могут быть обретены]
в местах пребывания асуров.
Благодаря [чтению] мантр достигаются [совершенные способности]
передвижения в пространстве, предельного уменьшения [в размере]
и т. д.
Способность [осуществления] задуманного [появляется] благодаря
практике аскетизма; [это способность принимать любую] желаемую
форму, попадать куда захочется и т. д.
[Совершенные способности], порождаемые йогическим сосредоточением,
были объяснены [ранее].
Что касается тел и органов, сформировавшихся в прежней форме
существования, то
2. [их] трансформация в другую форму
существования [происходит] в результате восполнения первопричины
(1).
При прекращении [процесса] прежнего изменения начинается [процесс]
нового изменения [тела и органов чувств], поскольку они должны
прийти в соответствие со строением частей [организма], чего
ранее не было. При этом производящие причины тел и органов
чувств служат основой собственных видоизменений, доводя их
до завершенности сообразно [таким] инструментальным причинам,
как праведность (2) и прочее.
3. Инструментальная причина не является
побудителем производящих причин, но благодаря ей уничтожаются
препятствия, как у земледельца [при орошении полей].
Инструментальная причина - праведность и тому подобное - ни
в коей степени не является побудителем производящих причин,
ибо причина вообще не может быть актуализирована через следствие
(1).
- Что же в таком случае [происходит]?
[Как сказано в сутре], «благодаря ей уничтожаются препятствия,
как у земледельца». Как земледелец, желающий пустить воду
(2) с одного залитого поля на другое, расположенное на одном
уровне с первым, или несколько ниже, или совсем внизу, не
носит воду руками, а лишь разрушает [земляную] перемычку и
вода сама устремляется в проделанную брешь на соседнее поле,
так и праведность (дхарма) разрушает неправедность (адхарму)
- препятствие для производящих причин. И производящие причины
сами собой через эту брешь, [то есть инструментальную возможность],
видоизменяют собственный образ.
Далее, когда тот же земледелец на [уже орошенном] поле не
может заставить питательные соки, находящиеся в воде и в земле,
проникнуть к корням риса, что [он делает] в таком случае?
Он выпалывает [произрастающие] на этом поле стручковые злаки,
кормовые травы, маис и т. д. И когда они удалены, питательные
соки сами проникают к корням риса. Так и дхарма есть [инструментальная]
причина, [действующая] лишь при устранении адхармы, поскольку
чистота и грязь абсолютно противоположны. Но дхарма [сама
по себе] не является причиной, вызывающей развертывание пракрити.
В качестве примера здесь можно привести Нандишвару и других.
И наоборот, адхарма (неправедность) выступает препятствием
для дхармы; вследствие этого и развивается [все] нечистое.
Примером здесь могут служить Нахуша, [превратившийся в змея],
Аджагара (3) и другие.
Но когда йогин [магическим образом] сотворяет множество тел,
наделены ли они, как в этом случае, одним [общим] рассудком
или же многими?
Поэтому [Патанджали говорит]:
4. Сотворенные сознания [могут возникнуть]
только из самости.
Опираясь только на самость как [порождающую] причину сознания,
[йогин] и создает [магически] сотворенные сознания (1). Поэтому
[все магическим образом сотворенные тела] обладают [отдельными]
сознаниями.
5. При [всем] разнообразии [их] деятельности
сознание, которое направляет [действие] многих, одно.
- Каким образом деятельность многих [отдельных] сознаний определяется
целью [лишь] одного сознания?
- [Йогин] сотворяет одно сознание, которым и направляется
[действие] многих сознаний. Отсюда разнообразие [их] деятельности.
6. Из этих [видов сознания то, что]
порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.
Сотворенное сознание - пяти видов, поскольку совершенные способности
возникают благодаря [соответствующей] форме рождения, лекарственным
снадобьям, мантрам, практике аскетизма и йогическому сосредоточению.
Из них только то сознание, которое порождено йогическим сосредоточением,
единственно не оставляет скрытых следов [аффективности](1).
Лишь в нем отсутствуют бессознательные впечатления, вызывающие
активное проявление влечения и прочие [аффекты]. Оно не связано
ни с добродетелью, ни с грехом, ибо йогин избавлен от аффективности.
У других, однако, существует скрытый след кармы.
Отсюда
7. карма йогина не белая, не черная;
у других [же] — трех видов.
Как известно, родовая характеристика кармы включает четыре
вида: черная, белая-черная, белая и не белая, не черная (1).
Из них черная карма - у злодеев. Белая-черная осуществляется
с помощью внешних средств реализации. В этом случае накопление
скрытых следов кармы происходит в результате злых или добрых
свершений [по отношению к] другим. Белая [карма] - у тех,
кто посвятил себя подвижничеству, изучению священных текстов
и созерцанию. Ввиду того что она опирается только на разум,
она не зависит (2) от внешних средств реализации и не связана
с причинением зла другим; не белая и не черная [карма] - у
странствующих отшельников, полностью устранивших [все] аффекты
и пребывающих [в своем] последнем телесном воплощении.
Из этих [четырех видов карма] йогина не белая, поскольку он
отверг плоды [даже благих действий], и не черная, поскольку
[его органы чувств] отвлечены [от внешних объектов].
У других живых существ, однако, [карма бывает] только первых
трех видов.
8. Отсюда проявление только тех бессознательных
впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей
[кармы].
«Отсюда», то есть вследствие кармы трех видов. «Только тех...
которые соответствуют созреванию плода своей [кармы]» означает,
что те бессознательные впечатления, которые соответствуют
созреванию плода кармы, принадлежащему к одному с ними виду,
неразрывно связаны со следствием [прежней] деятельности. Только
они и проявляются [в данной форме существования].
Так, карма богов в процессе своего созревания не может стать
причиной проявления бессознательных впечатлений, свойственных
обитателям ада, животным или людям. В ней проявляются бессознательные
впечатления, которые соответствуют только божественной [форме
существования].
Аналогичное рассуждение [применимо] также и к обитателям ада,
животным и людям.
Глава четвертая. "Об абсолютном освобождении"
[1-8] [9-13] [14-20]
[21-29] [30-34]
|