«Пока индивидуальная душа имеет хотя бы самую маленькую привязанность к миру чувств и желаний, она не может достигнуть Брахма-джняны. Только тот истинный джняни, кто оставит одно за другим все мирские желания и чувственные удовольствия, говоря: «не это, не это», и затем почувствует Высшего Брахмана, достигнув состояни самадхи» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


Яндекс цитирования Rambler's Top100

 

ОГЛАВЛЕНИЕГлава четвертая | Об абсолютном освобождении  

    
          
           

 

 

                         Глава четвертая

 

 

 

                       Об абсолютном освобождении

 

            I. Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике аскетизма [и] йогическому сосредоточению.

 

 

 


      Способность обретать другое тело [появляется] вследствие [соответствующей формы] рождения(1).
[Совершенные способности, обретаемые] благодаря лекарственным снадобьям - эликсиру жизни(2) и прочим, - [могут быть обретены] в местах пребывания асуров.

 

      Благодаря [чтению] мантр достигаются [совершенные способности] передвижения в пространстве, предельного уменьшения [в размере] и т. д.

 

      Способность [осуществления] задуманного [появляется] благодаря практике аскетизма; [это способность принимать любую] желаемую форму, попадать куда захочется и т. д.

 

      [Совершенные способности], порождаемые йогическим сосре­доточением, были объяснены [ранее].

 

      Что касается тел и органов, сформировавшихся в прежней форме существования, то

 

 

 


            2. [их] трансформация в другую форму существования [происходит] в результате восполнения первопричины (1).

 

 

 


      При прекращении [процесса] прежнего изменения начинается [процесс] нового изменения [тела и органов чувств], поскольку они должны прийти в соответствие со строением частей [организма], чего ранее не было. При этом производящие причины тел и органов чувств служат основой собственных видоизменений, доводя их до завершенности сообразно [таким] инструментальным причинам, как праведность (2) и прочее.

 

 

 


            3. Инструментальная причина не является побудителем производящих причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца [при орошении полей].

 


 

      Инструментальная причина - праведность и тому подобное - ни в коей степени не является побудителем производящих причин, ибо причина вообще не может быть актуализирована через следствие (1).


      - Что же в таком случае [происходит]?


      [Как сказано в сутре], «благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца». Как земледелец, желающий пустить воду (2) с одного залитого поля на другое, расположенное на одном уровне с первым, или несколько ниже, или совсем внизу, не носит воду руками, а лишь разрушает [земляную] перемычку и вода сама устремляется в проделанную брешь на соседнее поле, так и праведность (дхарма) разрушает неправедность (адхарму) - препятствие для производящих причин. И производящие причины сами собой через эту брешь, [то есть инструментальную возможность], видоизменяют собственный образ.


      Далее, когда тот же земледелец на [уже орошенном] поле не может заставить питательные соки, находящиеся в воде и в земле, проникнуть к корням риса, что [он делает] в таком случае? Он выпалывает [произрастающие] на этом поле стручковые злаки, кормовые травы, маис и т. д. И когда они удалены, питательные соки сами проникают к корням риса. Так и дхарма есть [инструментальная] причина, [действующая] лишь при устранении адхармы, поскольку чистота и грязь абсолютно противоположны. Но дхарма [сама по себе] не является причиной, вызывающей развертывание пракрити. В качестве примера здесь можно привести Нандишвару и других.


      И наоборот, адхарма (неправедность) выступает препятствием для дхармы; вследствие этого и развивается [все] нечистое. Примером здесь могут служить Нахуша, [превратившийся в змея], Аджагара (3) и другие.


      Но когда йогин [магическим образом] сотворяет множество тел, наделены ли они, как в этом случае, одним [общим] рассудком или же многими?


      Поэтому [Патанджали говорит]:

 

 

 

 

            4. Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.

 

 

 


      Опираясь только на самость как [порождающую] причину сознания, [йогин] и создает [магически] сотворенные сознания (1). Поэтому [все магическим образом сотворенные тела] обладают [отдельными] сознаниями.

 

 

 


            5. При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание, которое направляет [действие] многих, одно.

 

 

 


      - Каким образом деятельность многих [отдельных] сознаний определяется целью [лишь] одного сознания?


      - [Йогин] сотворяет одно сознание, которым и направляется [действие] многих сознаний. Отсюда разнообразие [их] деятельности.

 

 

 


            6. Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим сосредоточением, не имеет скрытых следов.

 

 

 


      Сотворенное сознание - пяти видов, поскольку совершенные способности возникают благодаря [соответствующей] форме рождения, лекарственным снадобьям, мантрам, практике аскетизма и йогическому сосредоточению. Из них только то сознание, которое порождено йогическим сосредоточением, единственно не оставляет скрытых следов [аффективности](1). Лишь в нем отсутствуют бессознательные впечатления, вызывающие активное проявление влечения и прочие [аффекты]. Оно не связано ни с добродетелью, ни с грехом, ибо йогин избавлен от аффективности. У других, однако, существует скрытый след кармы.


      Отсюда

 

 

 


            7. карма йогина не белая, не черная; у других [же] — трех видов.

 

 

 


      Как известно, родовая характеристика кармы включает четыре вида: черная, белая-черная, белая и не белая, не черная (1). Из них черная карма - у злодеев. Белая-черная осуществляется с помощью внешних средств реализации. В этом случае накопление скрытых следов кармы происходит в результате злых или добрых свершений [по отношению к] другим. Белая [карма] - у тех, кто посвятил себя подвижничеству, изучению священных текстов и созерцанию. Ввиду того что она опирается только на разум, она не зависит (2) от внешних средств реализации и не связана с причинением зла другим; не белая и не черная [карма] - у странствующих отшельников, полностью устранивших [все] аффекты и пребывающих [в своем] последнем телесном воплощении.


      Из этих [четырех видов карма] йогина не белая, поскольку он отверг плоды [даже благих действий], и не черная, поскольку [его органы чувств] отвлечены [от внешних объектов].


      У других живых существ, однако, [карма бывает] только первых трех видов.

 

 

 


            8. Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений, которые соответствуют созреванию плода своей [кармы].

 

 

 


      «Отсюда», то есть вследствие кармы трех видов. «Только тех... которые соответствуют созреванию плода своей [кармы]» означает, что те бессознательные впечатления, которые соответствуют созреванию плода кармы, принадлежащему к одному с ними виду, неразрывно связаны со следствием [прежней] деятельности. Только они и проявляются [в данной форме существования].


      Так, карма богов в процессе своего созревания не может стать причиной проявления бессознательных впечатлений, свойственных обитателям ада, животным или людям. В ней проявляются бессознательные впечатления, которые соответствуют только божественной [форме существования].


      Аналогичное рассуждение [применимо] также и к обитателям ада, животным и людям.

 

 

 

 

 

 

      Глава четвертая. "Об абсолютном освобождении"

      [1-8] [9-13] [14-20] [21-29] [30-34]

International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта