 |
Центр,
расположенный над "корневым", известен как "самоподдерживающийся"
(свадхистхана). Он изображается в виде бесцветного
лунного серпа, символизирующего элемент воды, который соответствует
предстательной железе или расположен в регионе пупка. Если
"корневой" центр является источником всех желаний,
"самоподдерживаемый" центр служит источником возбуждения.
Оба этих центра ответственны за инстинкты секса и выживания.
Психологические черты, возникающие на этом уровне (вритти),
таковы: привязанность, подозрительность, презрение, страсть
и коварство. Третий центр, называющийся "алмазным"
(манипура), считается находящимся в поясничном или
эпигастрическом нервном соединении. Более часто его называют
"пупочным центром" (набхипадма). Будучи красного
цвета, он символизирует огонь. Психологические черты, соответствующие
этому центру, составляют "горючий" характер: стыдливость,
ревность, страх, раскаяние и отвращение.
Интересно
отметить, что данный центр также считается ответственным за
жажду и сон. "Неслышимый" (анахата) центр,
расположенный в сердце и известный как "сердечный сплетение",
изображается в виде шестиугольника с двумя переплетенными
треугольниками сине-серого цвета. Буддийские тексты помещают
этот центр в районе горла и придают ему полукруглую форму
и зеленый цвет. Соотносясь с элементом воздуха, он предоставляет
индивидуальной личности субъективную систему оценки, то есть
эго. Среди психологических черт, берущих из него свое
начало, можно выделить надежду, беспокойство, устремление,
чувство индивидуального "я" и "мое", высокомерие,
эготизм, жадность, двуличность, нерешительность, раскаяние
и проницательность. Согласно современным представлениям, совершенно
"чистый" (вишуддха) центр имеет золотой цвет
и круглую форму (в буддийский источниках - форму белого диска)
и находится в "гортанном сплетении" или на пересечении
спинно-мозговой колонны и продолговатого мозга позади горла
(буддийские авторы помещают его в темени). Руководя органами
выражения и произношения, данный центр соотносится со следущими
ментальными качествами: вера, довольство, сознание вины, ограничение,
почтение, дружественность, грусть, волнение, энтузиазм и отрешенность.
Шестой
центр носит название "всеобщего понимания" (аджна).
Буддийские тексты описывают его как "третий глаз мудрости",
центр бесформенного созерцания. Находясь между бровями (или
немного выше них) и формируясь из двух белых лепестков, представляющих
солнце и луну, этот центр отвечает за концентрацию и разные
уровни состояния транса. Некоторые тантрические тексты называют
его "высшим домом" (парамакула) и "местом
прерывания тройного слияния" (мукта-тривени).
Несмотря
на то, что данные шесть центров широко известны и часто перечисляются
в тантристских руководствах, иногда упоминается еще один центр
- "центр ума" (манасачакра). Он расположен
немного выше "центра понимания". Считается, что
этот центр отвечает за процессы перцепции и состояние сновидения.
Выше него расположен тоже часто упоминаемый "лунный центр"
(сома-чакра). Он находится в середине головного мозга.
С ним ассоциируются нравственно позитивные и конструктивные
психологические черты: мягкость, смелость, постоянство, умор,
скромность, концентрация, уравновешенность, трудолюбие, эмоциональная
стабильность и великодушие. В психической системе человека
этот центр является наивысшим и находится чуть ниже самого
последнего, расположенного вне этой системы, т.е. сахасрары
(последний имеет дополнительное название "дом без
поддержки" (ниларамбапури)) (24).
Предыдущая страница
1|2|3|4
Перевод Бродова А.А. - старшего
(С) Веданта.ру
|