 |
В учении тантризма центральный
канал сушумны с левой стороны огибается идой, а с правой
- пингалой, двумя артериями тонкого тела, исходящими
из "корневого" центра и идущими параллельно сушумне
вплоть до точки их пересечения, в которой происходит смена
позиций. Две артерии обозначают противоположные полюса. Они
описываются как составные части мужчины и женщины внутри каждого
человека. Ида (также именуемая лалана) представляет
собой известную индийскую реку Ганг, пингала - не менее известную
Ямуну. Сушумна же является подземной рекой Сарасвати. Вместе
они составляют священный тройной поток (тривени), сходящийся
в основании "корневого" центра. "Рудраямала"
(6.49) упоминает об иде как луне, пингале как солнце, а сушумне
- как огне. Образность солнца и луны постоянно встречается
в тантрической литературе. Тантрики школ Натха и Сиддхов носят
большие серьги, символизирующие солнце и луну. Луна обозначает
Шиву, статичный, но выносливый элемент, находящийся во вселенной
и внутри человека. Она является вместилещем нектара (амрта).
Ее обычное положение - в высшем центре (сахасрара).
Ее белый цвет обозначает мужской аспект (пандура-бинду-чакра).
С другой стороны, солнце является динамическим и вечно меняющимся
элементом во вселенной и человеке. Оно обозначает Шакти или
женский аспект и изображается в качестве "красноватого
яйца" (лохитабиндумахараджас). Солнце находится
в "корневом" центре (муладхара). "В
муладхаре находится Шакти, а в сахасраре - Шива" (muladhare
vasate saktih sahasrare sadashivah). Далее, артерии ида
и пингала описываются как обладающие противоположными характеристиками:
день - ночь, выдох - вдох, пища (упабхогья) - поглотитель
пищи (бхоктр), гласная (али) - согласная (кали),
семя - ова, творение - разрушение, прана - апана, самсара
- нирвана. Противоположные характеристики кратко описываются
в образах луны и солнца: луна оказывает охлаждающее влияние
на систему, тогда как солнце ее высушивает. Первая помогает
строить тело, вторая разрушает его. В мистическом выражении,
первая определяет степень вовлеченности индивидуальной личности
в вихрь феноменального мира, в то время как вторая сжигает
эти узы и освобождает человека.
Тем
не менее было бы ошибочно рассматривать человека как беззащитную
жертву двух борющихся сил. На самом деле, они взаимно дополняют
друг друга и составляют "би-единство" (биюнити
по выражению доктора Ананды Кумарасвами), мужскую-женскую
конфигурацию, необходимую для творения и освобождения. В нормальном
состоянии у обычного человека единство не осознается и не
достигается. Из-за этого возникает боль существования. Соединение
иды и пингалы в низшем человеческом центре, на уровне которого
функционирует большинство людей, описывается как самая темная
фаза луны (амавасья). Соединяясь с тайной рекой Сарасвати
( т.е. сушумной), три потока "освобождаются"
(муктатривени), то есть они начинают течь раздельно.
Когда человек начинает развиваться по линии тантризма или
занимается практикой йоги, отверстия иды и пингалы в "корневом"
основании блокируются и потоки вынуждены перемещаться вдоль
центрального канала сушумны. Три потока снова сходятся в единый
поток (юктатривени), который достигает кульминации
в межбровном центре. Это описывается как самая светлая фаза
луны (пурнима). В некоторых текстах выражения "мукта"
и "юкта" в отношении тройного потока (тривени)
используются в совершенно противоположном смысле. "Корневой"
центр по отношению к трем потокам описывается как "объединенный"
или "впряженный в ярмо" (юкта), а межбровный
центр - как "освобожденный" (мукта). Здесь
подразумевается следующий смысл: слияние трех рек ответственно
за индивидуальную личность, тогда как его прекращение, достигнутое
с помощью садханы, освождает личность от обусловленного феноменального
существования.
Предыдущая
страница 1|2|3|4
Следующая страница
Перевод Бродова А.А.
- старшего
(С) Веданта.ру
|