"Главное, что я вынес из своих путешествий по всему свету, состоит в следующем. На Западе твердят о грехе и грешниках. Но даже если все англичане вдруг согласились бы, что они безнадежные грешники, они не стали бы нравственно чище, чем негры Центральной Африки, которые, благодарение Богу, не содрогаются от собственной греховности". Свами Вивекананда
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH


Яндекс цитирования Rambler's Top100

 

ОГЛАВЛЕНИЕ Духовная структура | Тантра. Мантра. Янтра  

 

 

 


      В учении тантризма центральный канал сушумны с левой стороны огибается идой, а с правой - пингалой, двумя артериями тонкого тела, исходящими из "корневого" центра и идущими параллельно сушумне вплоть до точки их пересечения, в которой происходит смена позиций. Две артерии обозначают противоположные полюса. Они описываются как составные части мужчины и женщины внутри каждого человека. Ида (также именуемая лалана) представляет собой известную индийскую реку Ганг, пингала - не менее известную Ямуну. Сушумна же является подземной рекой Сарасвати. Вместе они составляют священный тройной поток (тривени), сходящийся в основании "корневого" центра. "Рудраямала" (6.49) упоминает об иде как луне, пингале как солнце, а сушумне - как огне. Образность солнца и луны постоянно встречается в тантрической литературе. Тантрики школ Натха и Сиддхов носят большие серьги, символизирующие солнце и луну. Луна обозначает Шиву, статичный, но выносливый элемент, находящийся во вселенной и внутри человека. Она является вместилещем нектара (амрта). Ее обычное положение - в высшем центре (сахасрара). Ее белый цвет обозначает мужской аспект (пандура-бинду-чакра). С другой стороны, солнце является динамическим и вечно меняющимся элементом во вселенной и человеке. Оно обозначает Шакти или женский аспект и изображается в качестве "красноватого яйца" (лохитабиндумахараджас). Солнце находится в "корневом" центре (муладхара). "В муладхаре находится Шакти, а в сахасраре - Шива" (muladhare vasate saktih sahasrare sadashivah). Далее, артерии ида и пингала описываются как обладающие противоположными характеристиками: день - ночь, выдох - вдох, пища (упабхогья) - поглотитель пищи (бхоктр), гласная (али) - согласная (кали), семя - ова, творение - разрушение, прана - апана, самсара - нирвана. Противоположные характеристики кратко описываются в образах луны и солнца: луна оказывает охлаждающее влияние на систему, тогда как солнце ее высушивает. Первая помогает строить тело, вторая разрушает его. В мистическом выражении, первая определяет степень вовлеченности индивидуальной личности в вихрь феноменального мира, в то время как вторая сжигает эти узы и освобождает человека.


      Тем не менее было бы ошибочно рассматривать человека как беззащитную жертву двух борющихся сил. На самом деле, они взаимно дополняют друг друга и составляют "би-единство" (биюнити по выражению доктора Ананды Кумарасвами), мужскую-женскую конфигурацию, необходимую для творения и освобождения. В нормальном состоянии у обычного человека единство не осознается и не достигается. Из-за этого возникает боль существования. Соединение иды и пингалы в низшем человеческом центре, на уровне которого функционирует большинство людей, описывается как самая темная фаза луны (амавасья). Соединяясь с тайной рекой Сарасвати ( т.е. сушумной), три потока "освобождаются" (муктатривени), то есть они начинают течь раздельно. Когда человек начинает развиваться по линии тантризма или занимается практикой йоги, отверстия иды и пингалы в "корневом" основании блокируются и потоки вынуждены перемещаться вдоль центрального канала сушумны. Три потока снова сходятся в единый поток (юктатривени), который достигает кульминации в межбровном центре. Это описывается как самая светлая фаза луны (пурнима). В некоторых текстах выражения "мукта" и "юкта" в отношении тройного потока (тривени) используются в совершенно противоположном смысле. "Корневой" центр по отношению к трем потокам описывается как "объединенный" или "впряженный в ярмо" (юкта), а межбровный центр - как "освобожденный" (мукта). Здесь подразумевается следующий смысл: слияние трех рек ответственно за индивидуальную личность, тогда как его прекращение, достигнутое с помощью садханы, освождает личность от обусловленного феноменального существования.


      

      Предыдущая страница 1|2|3|4 Следующая страница

 

 

 

      Перевод Бродова А.А. - старшего

 

 

      (С) Веданта.ру

 

      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта