«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

УПАНИШАДЫКатха Упанишада | Вторая часть  

 

 

 

                    ВТОРАЯ ЧАСТЬ

 

 

     ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ

 


     1. "Самосущий проделал [для чувств] отверстия наружу - поэтому [человек] глядит вовне, а не внутрь себя.
     [Но] великий мудрец, стремясь к бессмертию, глядел внутрь себя, закрыв глаза.


     2. Неразумные следуют внешним желаниям, они попадают в распростертые сети смерти.
     Мудрые же, узрев бессмертие, не ищут здесь постоянного среди непостоянных [вещей].


     3. Чем [человек ощущает] образ, вкус, запах, звуки и любовные прикосновения,
     Тем он и распознает. Что же остается здесь? Поистине, это - То.


     4. Постигнув [того], благодаря которому он видит и то и другое - состояние сна и состояние бодрствования, -
     Великого, всепроникающего Атмана, мудрый не печалится.


     5. Кто знает этого воспринимающего Атмана, живого, [находящегося] вблизи,
     Владыку прошедшего и будущего, тот больше не страшится. Поистине, это - То.


     6. Кто древле рожден от подвижничества, кто древле родился из вод;
     Проникши в тайник [сердца], находится [там], кто различает с помощью существ, поистине, это - То.


     7. [Та], которая возникает с дыханием, Адити, заключающая в себе божеств;
     [Которая], проникши в тайник [сердца], находится [там]; которая рождена с существами, поистине, это - То.


     8. Скрытый в кусках дерева Джатаведас, подобно плоду, хорошо укрытому [во чреве] беременных, -
     Огонь день за днем должен быть чтим людьми, пробудившимися и совершающими возлияние. Поистине, это - То.


     9. Откуда восходит солнце и куда оно заходит -
     В том утверждены все боги, никто не выходит за его пределы. Поистине, это - То.


     10. Что здесь, то и там; что там, то и здесь.
     От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь [что-либо] подобное различию.


     11. Лишь разумом следует постигать это. Нет здесь никакого различия.
     От смерти к смерти идет тот, кто видит здесь [что-либо] подобное различию.


     12. Пуруша, величиной с большой палец, находится в середине тела,
     Владыка бывшего и будущего - [познавший его] больше не страшится. Поистине, это - То.


     13. Пуруша, величиной с большой палец, подобный пламени без дыма, -
     Владыка бывшего и будущего. Он - сегодня, он - и завтра. Поистине, это - То.


     14. Как вода, пролившаяся на горы, устремляется вниз по склонам,
     Так и видящий различие в свойствах [вещей] устремляется за ними.


     15. Как чистая вода, налитая в чистую, остается такой же,
     Так и Атман молчальника, наделенного распознаванием, остается [таким же, как высший Атман], о Гаутама!

 


     ВТОРОЙ РАЗДЕЛ

 


     1. [Вот] град с одиннадцатью вратами - нерожденного, с неискривленной мыслью, -
     Правя [им], он не печалится, и, освобожденный, он освобождается. Поистине, это - То.


     2. "Гусь", [он пребывает] в небе, васу - в воздушном пространстве, хотар - у алтаря, гость - в доме;
     [Он -] в людях, в богах, в законе, в пространстве; рожден из вод, рожден из земли, рожден из закона, рожден из гор. [Он -] великий закон.


     3. Он возносит вверх выдох, влечет внутрь вдох;
     Карлика, сидящего внутри, [его] почитают все боги.


     4. Когда этот плотский, находящийся в теле [Атман] распадается,
     Освобождается от плоти, что же остается здесь? Поистине, это - То.


     5. Ни выдохом, ни вдохом не живет никакой смертный,
     Но иным живут они - [тем], на чем основаны оба эти [дыхания].


     6. Что же - я поведаю тебе эту тайну вечного Брахмана.
     И [о том], что бывает с Атманом, достигшим смерти, Гаутама!


     7. Одни тела достигают [материнского] лона для [нового] воплощения,
     Другие входят в неподвижные тела, согласно [своим] действиям, согласно знаниям.


     8. Этот пуруша, который бодрствует в спящих, порождающий один желанный [образ] за другим,
     Он - чист, он - Брахман, он зовется бессмертным. В нем утверждены все миры, никто не выходит за его пределы. Поистине, это - То.


     9. Как единый огонь, проникнув в мир, уподобляется каждому образу,
     Так же и единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, [оставаясь] вне [их].


     10. Как единый ветер, проникнув в мир, уподобляется каждому образу,
     Так же и единый Атман во всех существах уподобляется каждому образу, [оставаясь] вне [их].


     11. Как солнце, глаз всего мира, не оскверняется внешними пороками, [зримыми для] глаз,
     Так же и единый Атман во всех существах не оскверняется мирским злом, [оставаясь] вне [его].


     12. Единый властитель, Атман во всех существах, что умножает одно семя -
     [Лишь] тем мудрецам, которые видят его в самих себе, [суждено] вечное блаженство, и не иным.


     13. Вечный среди невечных, мыслящий среди немыслящих, единый среди многих, что доставляет [исполнение] желаний, -
     [Лишь] тем мудрецам, которые видят его в самих себе, [сужден] вечный покой, и не иным.


     14. "Это - То", - так полагают о невыразимом, высшем блаженстве:
     Как могу я распознать То? - Светит ли оно [само] или отсвечивает?


     15. Там не светит ни солнце, ни луна и звезды, не светят эти молнии - откуда [может быть там] этот огонь?
     Все светит лишь вслед за ним, светящим; весь этот, [мир] отсвечивает его светом.

 


     ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ

 


     1. Наверху [ее] корень, внизу - ветви, это вечная смоковница.
     Это чистое, это Брахман, это зовется бессмертным. В этом утверждены все миры, никто не выходит за его пределы. Поистине, это - То.


     2. Весь этот мир, что существует, движется в жизненном дыхании, [из которого он] вышел.
     Это - великий страх, молния сверху. Кто знает это, те становятся бессмертными.


     3. Из страха перед ним горит огонь, из страха - горит солнце,
     Из страха - бегут Индра, и Ваю, и пятая - смерть.


     4. Если [кто-либо] способен постичь его до распада тела,
     То он подвергается воплощению в сотворенных мирах.


     5. Как в зеркале, так [виден он и] в Атмане; как во сне, так - и в мире предков;
     Как в воде, так виден он и в мире гандхарвов; как в тени и свете, так - и в мире Брахмана.


     6. [Зная] по отдельности природу чувств, [их] восход и заход:
     Зная по отдельности [их] возникновение, мудрый не печалится.


     7. Разум выше чувств, сущность выше разума,
     Великий Атман - над сущностью, Непроявленное - выше великого [Атмана].


     8. Пуруша же - выше Непроявленного, - всепроникающий и лишенный признаков.
     Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия.


     9. Образ его незрим, никто не видит его глазом.
     Он постигнут сердцем, мыслью, разумом; те, кто знает его, становятся бессмертными.


     10. Когда пять [источников] знаний успокаиваются вместе с разумом
     И не действует способность постижения, - это зовут высшим путем.


     11. Твердое владение чувствами - это считают йогой.
     Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит.


     12. Нельзя достичь его ни речью, ни разумом, ни глазом;
     Как постичь его иначе, нежели говоря: "Он есть?"


     13. "Он есть" - так следует постигать [его] истинную природу в обоих [видах].
     "Он есть" - постигшему [его] так открывается [его] истинная природа.


     14. Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце,
     То смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана.


     15. Когда разрубаются все узлы, [связывающие] здесь сердце,
     То смертный становится бессмертным - таково наставление.


     16. В сердце - сто и одна артерия, из них одна ведет к голове.
     Идущий по ней вверх достигает бессмертия, во все [стороны] служат выходами другие [артерии].


     17. Пуруша величиной с большой палец, [находящийся] внутри тела, всегда пребывает в сердце людей.
     Пусть с твердостью извлекут его из своей плоти, как сердцевину из тростника;
     Пусть знают его как чистого, бессмертного, пусть знают] его как чистого, бессмертного".


     18. Так Начикетас, приобретя знание, поведанное смертью, и все это предписание йоги,
     Достигши Брахмана, стал бесстрастным и бессмертным.] Так же [будет] и с другим, кто знает об Атмане.

 

     Первая часть | Вторая часть


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

подписаться на
новости сайта
Яндекс цитирования Rambler's Top100