 |
Мы кто в этой старой Европе?
Карта с названиями рек Вологодской
губернии. 1860 год.
Именно
эти горы, объявленные рядом ученых "мифическими",
стали камнем преткновения для исследователей, попытавшихся
вслед за Тилаком определить более конкретно, где же все-таки
находилась страна, описанная в Ведах и "Махабхарате",
а также в священной книге древних иранцев "Авесте".
К сожалению, индологи редко обращаются к русским областным
диалектологическим словарям, практически не знают центральнорусской
и тем более северорусской топонимики, не анализируют географические
карты и почти не заглядывают в работы своих коллег из других
областей науки: палеоклиматологов, палеоботаников, геоморфологов.
Иначе они давно бы обратили внимание на отмеченные светло-коричневым
цветом на карте Европейской части России протянувшиеся с запада
на восток возвышенности, называемые Северными Увалами. Именно
они, соединяясь с Тиманским кряжем, Приполярным Уралом на
востоке и возвышенностями Карелии на западе, создают ту дугу
возвышенностей, которая, как считали древние арии, делила
их землю на север и юг. Именно на этих широтах помещал Птолемей
(II век н. э.) Рипейскне, Гиперборейские или Алаунские горы,
аналогичные священным горам Меру и Хара арийской древности.
Он писал, что "внутри Сарматии живут алаунские скифы,
они составляют ветвь сильных сарматов и называются алаунянами".
Здесь имеет смысл обратиться к описанию ландшафтов Вологодской
губернии, сделанному в 1890 году Н. А. Иваницким: "По
южной границе губернии тянется так называемая Урало-Алаунская
гряда, захватывающая уезды Устьсысольский, Никольский, Тотемский,
Вологодский и Грязовецкий. Это не горы, а отлогие холмы или
плоские возвышенности, служащие водоразделом двинской и волжской
систем". Надо полагать, что вологодские крестьяне, называвшие
эти возвышенности (как и их отцы, деды и прадеды) Алаунскими
горами, в основной своей массе , Птолемея не читали и едва
ли подозревали о такой древности этого названия. Если бы ,
исследователи, занятые поисками арийской прародины и священных
гор ариев, обратились к "Географии" Птолемея, работам
северорусских краеведов прошлого и начала нынешнего веков
или к трудам современных геоморфологов, то многие проблемы
были бы давно сняты. Так, один из крупнейших геоморфологов
нашего времени Ю. А. Мещеряков называл Северные Увалы "аномалией
Русской равнины" и подчеркивал, что именно они являются
главным водоразделом бассейнов северных и южных морей. Говоря
о том, что более высокие возвышенности (Среднерусская и Приволжская)
уступают им роль главного водораздельного рубежа, он сделал
следующий вывод: "Среднерусская и Приволжская возвышенности
возникли лишь в новейшее (неогенчетвертичное) время, когда
Северные Увалы уже существовали и были водоразделом бассейнов
северных и южных морей". И именно там, где протянулись
с запада на восток Северные Увалы, в наибольшей степени сохранились
до наших дней названия рек, озер, сел и деревень, объяснимые
только при помощи священного языка ариев – санскрита. Именно
здесь в ткачестве и вышивке русских крестьянок до середины
XX века стойко сохранялась традиция древних геометрических
орнаментов и сюжетных композиций, истоки которых можно найти
в различных археологических культурах Евразии. И прежде всего
это те орнаменты, зачастую очень сложные и трудно-выполнимые,
которые были визитной карточкой арийской древности.
Во
2-м тысячелетии до н. э. (а возможно, и несколько раньше)
пришли в северо-западную Индию племена земледельцев и скотоводов,
именующих себя "ариями". Но ушли ведь не все. Какая-то
часть, наверное, все-таки осталась на исконной территории.
В
июне 1993 года мы, группа работников науки и культуры Вологодской
области и наши гости – фольклорный коллектив из Индии (штат
Западная Бенгалия), плыли на теплоходе по реке Сухоне, от
Вологды до Великого Устюга. Индийским коллективом руководили
две женщины с удивительными именами – Дарвини (дарящая свет)
и Васанта (весна). Теплоход медленно шел по прекрасной северной
реке. Мы смотрели на цветущие луга, вековые сосны, на деревенские
дома – двух-трехэтажные хоромины, на полосатые отвесные берега,
на тихую гладь воды, любовались пленительной тишиной белых
северных ночей. И вместе удивлялись, как много у нас общего.
Мы, русские, – тому, что наши индийские гости могут практически
без акцента повторять за нами слова популярной эстрадной песни.
Они, индийцы, – тому, как знакомо звучат названия рек и деревень.
А потом мы вместе рассматривали орнаменты, – выполненные именно
в тех местах, мимо которых шел наш теплоход. Сложно описать
то чувство, которое испытываешь, когда гости из далекой страны,
указывая то на одну, то на другую вышивку XIX – начала XX
века вологодских крестьянок, наперебой говорят: "Это
есть в Ориссе, а это в Раджастхане, а это похоже на то, что
делается в Бихаре, а это – в Гуджерате, а это как у нас –
в Бенгалии". Было радостно ощущать крепкие нити, связывающие
нас через тысячелетия с далекими общими предками.
В
1914 году Валерий Брюсов написал стихи, подтверждением которых,
видимо, станет не одна научная работа.
Не
надо обманчивых грез,
Не
надо красивых утопий:
Но
Рок поднимает вопрос,
Мы
кто в этой старой Европе?
Случайные
гости? Орда,
Пришедшая
с Камы и с Оби,
Что
яростью дышит всегда,
Все
губит в бессмысленной злобе?
Иль
мы – тот великий народ,
Чье
имя не будет забыто,
Чья
речь и поныне поет
Созвучно
с напевом санскрита.
Предыдущая
страница 1|2|3|4
|