|
Вдохновение:
каким был Свами Вивекананда
Свами Свахананда
Идеи
Свами Вивекананды широко известны, однако на них можно посмотреть
свежим взглядом. С одной стороны, Свамиджи поистине неистощим.
С другой стороны, можно утверждать, что сущность послания
Свамиджи состоит в следующем: человек есть Атман, Атман есть
совершенство, а совершенство пренебрегает любыми ограничениями.
"Я
не перестану вдохновлять"
Первое,
что действительно поражает в Свами Вивекананде - его значение
в том, чтобы вдохновлять нас. Существуют его жизнь и учение.
Для практического осуществления своих идей он оставил после
себя сангху, организацию и круг учеников. Великий человек
представляет из себя больше принцип, чем отдельную личность.
На мой взгляд, самым важным вкладом Свамиджи является вдохновение,
которое он создает.
Я
помню - и это переживание многих - когда мы были молоды, у
нас был второй том писем Свамиджи на бенгали. Эта книга очень
вдохновляла. Сейчас она включена в более полное издание под
названием Письма Свами Вивекананды. Эти письма были
написаны в период между 1890 и 1902 гг. Они вдохновляют, потому
что Свамиджи пытался пробудить людей к действию. Ромен Роллан
описывал Свамиджи как "олицетворение энергии, действие
было его посланием людям". Когда вы читаете его книги,
по телу пробегает нервная дрожь, которую способны вызывать
только великие писатели, мыслители и певцы. Вы чувствуете,
что в вашей жизни пробуждается вдохновение. В 50-60-е гг.
я жил в Мадрасе около двадцати лет. Моим другом был президент
тамильской ассоциации писателей. Вдохновленный нашим примером,
он взялся за чтение Полного Собрания Сочинений Свами Вивекананды.
Однажды утром он пришел в матх, чтобы повидаться со мной.
Это было внеурочное время, когда садху обычно не выходят к
посетителям, и все же я должен был выйти к нему. Он сказал:
"Свамиджи, я больше не могу сдерживать себя. Этим вечером
я читал Свамиджи до полуночи. Неожиданно во время чтения меня
посетило вдохновение, что я должен что-то предпринять. Но
что я могу сделать среди глубокой ночи? Тогда я взял ручку
и написал за одну ночь два рассказа". Причина, которой
он был так поражен, состояла в том, что на протяжение последних
двух лет он занимался занимался строительством дома и не мог
написать ни одной книги или хотя бы рассказа. Этот дом отнимал
всю его энергию и внимание. У него не оставалось креативности
что-либо создавать. Здесь заключается важная идея: какие бы
действия вы не предпринимали, вдохновение Свамиджи поможет
особым образом. За одну ночь вы не обязательно превратитесь
в традиционно духовного человека. Но вы будете вдохновлены,
и вокруг вас станут происходить вдохновенные вещи. Согласно
Свамиджи, это и есть подлинное осуществление жизни: проявление
совершенства, которое находится внутри нас (курсив мой
- А.Б.). Только по тому признаку, как и насколько сильно
проявляется совершенство, можно сделать вывод, является ли
ваша жизнь успешной или нет.
В
этом состоит основная идея: Свамиджи является вдохновителем
людей, особенно молодежи. Когда мы вспоминаем его вдохновенные
работы, мы чувствуем энергию и энтузиазм. Кровь закипает в
венах, мы хотим что-то предпринять. Что происходит дальше?
Многое зависит от склада ума. Вдохновение не всегда проявляется
аналогичным образом. Можно привести классический пример из
рассказов Рамаяны. Жили-были три брата - Равана, Кумбхакарна
и Вибхишана. Они занимались практикой сурового аскетизма,
который считался основным методом обретения силы, энергии
и мудрости. Равана принадлежал к раджасичному типу, в его
складе ума доминировала раджогуна. Он стал царем и стал властвовать
над тремя мирами, но при этом превратился в тирана. Кумбхакарна
был ленив, поэтому с тапасьей его леность только усилилась.
Хотя, возможно, в определенной степени это была жадная леность.
Он мог поочередно спать шесть месяцев подряд и затем принимать
пищу следующие шесть месяцев! Читая об этом, мы можем только
улыбаться. Однако надо всегда помнить, что 80% наших действий
сосредотачиваются вокруг хорошего сна и хорошей еды в целях
личной безопасности. Оставшиеся 20% действий могут включать
в себя что-нибудь еще. Вибхишана принадлежал к саттвическому
типу и обрел духовное постижение Бога. Смысл этой истории
состоит в следующем: духовность может принести вдохновение,
однако склад ума человека должен быть в порядке.
1|2|3|4
Следующая
страница
(С)
Веданта.ру
|