|
Духовная
адхикара
Если
неспециалист станет рассуждать о науке без изучения основ
предмета, у него будет бледный вид. Аналогично наивными будут
выглядеть рассуждения ученого на духовные темы. Веданта имеет
дело не столько с Брахманом, Атманом и майей, сколько с адхикарой
или подготовленностью в изучении предмета. Данная готовность
включает в себя дисциплину, состоящую из четырех частей, садхана
чатуштая: способность различать (вивека), отрешенность
(вайрагья), шесть духовно благоприятных умственных
качеств (самадхи сат сампатти) и стремление к духовной
свободе (мумукшутвам). Шесть духовно благоприятных
качеств: умственное спокойствие (сама), самоконтроль
(дама), воздержание от чувственных мыслей (упарати),
выдержка (титикша), вера (шраддха) и умственная
концентрация (самадхана).
Эти
качества были исследованы и тщательно прокомментированны.
В нашем случае, судя по словам Ферруччи, для достижения цели
будет достаточно видеть сходство с научным подходом. Тогда
способность к различению будет аналогична "искусству
последовательного мышления", отрешенность - "честности
перед лицом противоречивых фактов" и "решимости
никогда ничего не принимать на веру". Шесть умственных
качеств можно сравнить с "дисциплиной точности и концентрации"
в духовной жизни, а шраддху (веру) - с "удивлением
(а не сомнением) перед лицо тайны". Стремление к духовной
свободе представляет собой желание преодолеть собственное
невежество. Подобные убеждения разделяют и ученые.
Когда
данные качества можно встретить в человеке, он начинает чувствовать
духовный мир и законы его работы, "скрытое сходство"
и "концептуальную элегантность". Научный и духовный
пути совместно призывают к дисциплине и практике. Диалог между
ними будет логически последовательным и понятным, если он
будет основан на данных началах.
Научное отношение: Вдохновленный великолепным
примером Пастера, при исследовании различных инстинктов я
принял за правило метод собственного невежества. Я мало читаю.
Вместо перелистывания книжных страниц, дорогого метода, который
мне сейчас не доступен, вместо советов других людей я настойчиво
ставлю себя лицом к лицу с предметом исследования, пока не
заставлю его заговорить. Я ничего не знаю. Тем лучше для меня
- мое дознание будет более свободным.
- Жан-Генри Фабре
Предыдущая
страница 1|2|3
(С)
Веданта.ру
|