«Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

 

ПРАБУДДХА БХАРАТАНаука и духовность: место встречи? | декабрь 2006  

    

                

 

 

 

      Научная дисциплина

 

 

 

     В своей книге "Неизбежная Милость" Пьеро Ферруччи сжато определил дилемму духовного человека, противостоящего научному миру: "В чем состоит полезность познания... как работает научный разум и каких целей он стремится достичь? Каких божеств можно увидеть на пути, который рассматривает науку в качестве чуждой, возможно, даже пугающей вселенной?" Далее он сам отвечает на эти вопросы: "Это предполагает новые границы установок и умственных привычек, не ограниченных научной практикой, которые являются существенным правом понимающего разума: честность, свойственная различным фактам, дисциплину точности и сосредоточения, смелость никогда не принимать ничего за данность, способность видеть скрытые сходства, чувство концептуальной элегантности, искусство логически последовательного мышления, восхищение перед лицом тайны".

 

     Это звучит убедительно. Большинство из нас могли бы вообразить, что удовлетворяют данным критериям и являются учеными. Однако неплохо вспомнить, что сказал известный физик Ричард Фейнманн несколько десятилетий назад в своей лекции в университете в Бразилии: "Главная цель моей речи перед вами состоит в том, чтобы показать, что в Бразилии не преподается вообще никакой науки!" Затем он продолжил: "Я чувствую, что вы думаете: Как? Никакой науки? Это полный бред! У нас же преподаются все научные курсы".

 

     "Когда я впервые оказался в Бразилии, первое, что мне бросилось в глаза - это ученики начальной школы, покупающие книги по физике в книжных магазинах. В Бразилии большинство учеников изучают физику. Они начинают учить ее раньше своих сверстников в Америке. Это тем более удивительно, потому что в Бразилии нет известных физиков. Почему это происходит?"

 

     "Затем я стал читать учебник по начальной физике, которым пользуются ученики в начальной школе. В этой книге нигде не приводились результаты экспериментов, за исключением лишь одного случая, описывающего вращающийся шар, который катится по наклонной плоскости. Предполагалось ответить, как далеко будет катиться шар после одной, двух или трех секунд. Цифры заключали в себе ошибку. При их рассмотрении вы могли считать, что имеете дело с результатами эксперимента, так как цифры находились немного выше или ниже теоретических показателей. Проблема состояла в следующем: вы получите правильный ответ, если из данных цифр вычислить константу ускорения. Однако в реальности вращающийся шар на наклонной плоскости обладает инерцией, которая и заставляет его вращаться. Поэтому, если вы проведете эксперимент, он даст пять-седьмых правильного ответа, так как избыток энергии будет трансформироваться во вращение шара. Единственный пример "экспериментальных" результатов выводится из сфабрикованного эксперимента. Никто никогда не вращал данный шар, иначе бы подобные результаты никогда не были бы получены!"

 

     После общения с бразильскими студентами точка зрения Фейнмана получила дальнейшее подтверждение. На экзамене "один из студентов отвечал блестяще. Экзаменаторы спросили у него, что такое диамагнетизм, он дал верный ответ". Затем последовал вопрос: "Свет падает под углом через полоску материала определенной толщины и определенным индексом Н. Что происходит со светом?" "Свет перемещается параллельно самому себе". "Насколько он перемещается?" "Я не знаю, сэр, но я могу провести вычисления". Он сделал правильные рассчеты. Но к этому времени у меня возникли определенные подозрения... Сперва я спросил: "Вы можете привести какой-нибудь пример диамагентической субстанции?" "Нет". Далее я спросил: "Допустим, эта книга была сделана из стекла и я смотрю сквозь нее на определенный предмет на столе. Что будет происходить с отражением, если я наклоню стекло?" "Сэр, оно отклонится на двойной угол поворота книги". Я спросил: "Вы случайно не перепутали ее с зеркалом?" "Нет, сэр".

 

     "На экзамене он только что ответил, что свет (отражение) будет перемещаться параллельно себе. Поэтому отражение будет перемещаться в стороны, но не будет поворачиваться под углом. Он даже вычислил, насколько оно будет перемещено. Но он не сообразил, что кусок стекла обладает определенным коэффициентом и что его вычисления применимы к ответу на мой вопрос".

 

     Наука имеет дело с наблюдением и экспериментом, а не с заучиванием разных теорий и формул. Она состоит в развитии отношения, о котором упоминает Ферруччи, а не в том, чтобы о нем говорить или писать. Это требует определенной дисциплины.

 

 

 

     

     Предыдущая страница 1|2|3 Следующая страница

 

  

 

 

 

     (С) Веданта.ру

 

                                                                                                         


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100