|
Наука
и духовность: место встречи?
Редакционная статья
Любые
рассуждения о разуме и сознании по необходимости должны быть
минимальными, так как они находятся на стыке науки, философии,
психологии и духовности. Существует множество других дисциплин,
готовых подать этот мяч. По сравнению с другими заботами человека
разум и сознание являются маргинальными. При их отсутствии
все проблемы просто перестают существовать. Сознание и разум,
покушаясь практически на каждую сферу человеческих интересов,
на сегодняшний день продолжают оставаться мало изученными.
Предельные
области всегда интересны, так как они являются местом встречи
разных территорий с прерывистыми границами. Они заставляют
нас смотреть поверх ограничений и иметь в виду различные точки
зрения на окружающий мир. Люди и события, являясь само собой
разумеещимися фактами на одной территории, подчас кажутся
маловероятными, если помотреть на них из совершенно иной области.
Данные противоречия часто превращаются в пограничные споры.
Если крайние области становятся перекрестком, можно быть сбитым
с толку из-за путаницы в фактах. Наука и духовность являются
областями познания, которые обычно неплохо устраиваются внутри
собственных систем верований и лишь иногда встречаются друг
с другом. Они редко находятся на перепутье, оперируя собственными
удобными понятиями.
Научная
и духовная территории
Научный
процесс руководствуется разумом, реализмом и прагматической
переоценкой своих собственных позиций. Вершиной дедуктивного
мышления является математическая логика. Предоставляя жесткие
математические модели для физических событий, математика зачастую
приводит к иллюзии, будто метод физических наук является рациональным.
Однако последний существенно зависит от наблюдения и эксперимента,
за которыми следуют обобщения, основанные на индуктивной логике.
Несомненно, что это полностью реалистичный процесс. Он связан
с рациональностью, когда для объяснения исследуемого феномена
применяются математические или логические модели, генерируются
гипотезы и предсказываются события. Постоянное обновление
научных теорий, основанных на доказательствах, получаемых
из наблюдений и экспериментов, показывает, что связь между
разумом и физическим миром не является непосредственной. Эти
обновления становятся революционными, когда ниспровергается
хорошо обоснованная теория или укрепляются противоположные
взгляды. Хорошо известные примеры подобных революций - теория
относительности и квантовая механика.
В
сущности научный метод является натуралистическим. Он ищет
объяснений внутри исследуемой информации и области разума.
Поэтому его территория отчетливо отличается от религиозной
или духовной, так как последняя претендует на изучение и говорит
о сверхчувственных и сверхестественных фактах и событиях.
Существует следующее определение Вед: "Pratyakoeianumitya
va yastepayo na budhyate, enao vidanti vedena tasmad-vedasya
vedata; Метод, который становится известным Ведам, не
является постижением через непосредственное восприятие или
умозаключение; поэтому Веды известны как вместилище знания".
Ачарья Шанкара одинаково категоричен в своем утверждении области
Вед: "Значимость Вед состоит в открытии того, что находится
за пределами непосредственного восприятия... даже сотни ведических
текстов не будут иметь силу, если они будут утверждать, что
огонь является холодным и не светит!"
Обладая
ясно очерченными территориями, науки и духовность (или религия)
имеют не много поводов для споров и ссор. Однако часто выходит,
что сверхчувственный уровень приходит в столкновение с чувственным
(если не порождает его, на что и претендует религия). Поэтому
люди, практикующие духовность, чувствуют необходимость объяснить
ее чувственному миру в терминах собственной парадигмы. Люди
науки могут отреагировать на это посягательство двояко: либо
проигнорировать его и продолжать свое описание мира, как будто
сверхчувственного мира не существует, либо попытаться развенчать
подобные духовные притязания в теории и на практике.
Наиболее
дружественным ответом будет проверка претензий каждой стороны
в утверждениях и открытиях других людей. Так, некоторые писатели
о науке видят, что холизм восточных религий отражается в поведении
вещества на квантовом уровне, тогда как восточные духовные
мыслители рассматривают теорию относительности и квантовую
теорию как современную иллюстрацию к теории майи. Подобные
рассуждения несерьезны, так как они имеют мало общего с компонентами,
дающими науке и духовности их силу: способность порождать
полезную технологию (духовная сфера также обладает своими
техническими особенностями) и совершать эффективные предсказания.
Поэтому будет полезно рассмотреть основные источники научной
и духовной силы.
1|2|3
Следующая
страница
(С)
Веданта.ру
|