«Рассуждение дает лишь интеллектуальное понятие об Абсолюте, которое далеко от истинного осознания Его. Последнее может быть достигнуто посредством медитации в уединении (дхьяна), но оно весьма несходно с непосредственным осознанием Бога, даруемым Его благодатью» Рамакришна
ГЛАВНАЯ
РОССИЯ - ИНДИЯ
В ИНДИИ
ЙОГА

ВЕДАНТА КЕШАРИ
ПРАБУДДХА БХАРАТА
ПЕРСОНАЛИИ
СОБЫТИЯ И ЛЮДИ
БИБЛИОТЕКА
mp3
АРХИВ

 

ЭКОНОМИКА
ОБЩЕСТВО
КУЛЬТУРА
ЭКОЛОГИЯ
ПРОИСШЕСТВИЯ
БРИКС - ШОС

 

О ПРОЕКТЕ
АРХИВ НОВОСТЕЙ
ENGLISH

ПРАБУДДХА БХАРАТАНаука и духовность: место встречи? | декабрь 2006  

    

      

 


               

 Наука и духовность: место встречи?

 

 

 

 

Редакционная статья

  

             

 

     Любые рассуждения о разуме и сознании по необходимости должны быть минимальными, так как они находятся на стыке науки, философии, психологии и духовности. Существует множество других дисциплин, готовых подать этот мяч. По сравнению с другими заботами человека разум и сознание являются маргинальными. При их отсутствии все проблемы просто перестают существовать. Сознание и разум, покушаясь практически на каждую сферу человеческих интересов, на сегодняшний день продолжают оставаться мало изученными.

 

     Предельные области всегда интересны, так как они являются местом встречи разных территорий с прерывистыми границами. Они заставляют нас смотреть поверх ограничений и иметь в виду различные точки зрения на окружающий мир. Люди и события, являясь само собой разумеещимися фактами на одной территории, подчас кажутся маловероятными, если помотреть на них из совершенно иной области. Данные противоречия часто превращаются в пограничные споры. Если крайние области становятся перекрестком, можно быть сбитым с толку из-за путаницы в фактах. Наука и духовность являются областями познания, которые обычно неплохо устраиваются внутри собственных систем верований и лишь иногда встречаются друг с другом. Они редко находятся на перепутье, оперируя собственными удобными понятиями.

 

 

 

     Научная и духовная территории

 

 

 

     Научный процесс руководствуется разумом, реализмом и прагматической переоценкой своих собственных позиций. Вершиной дедуктивного мышления является математическая логика. Предоставляя жесткие математические модели для физических событий, математика зачастую приводит к иллюзии, будто метод физических наук является рациональным. Однако последний существенно зависит от наблюдения и эксперимента, за которыми следуют обобщения, основанные на индуктивной логике. Несомненно, что это полностью реалистичный процесс. Он связан с рациональностью, когда для объяснения исследуемого феномена применяются математические или логические модели, генерируются гипотезы и предсказываются события. Постоянное обновление научных теорий, основанных на доказательствах, получаемых из наблюдений и экспериментов, показывает, что связь между разумом и физическим миром не является непосредственной. Эти обновления становятся революционными, когда ниспровергается хорошо обоснованная теория или укрепляются противоположные взгляды. Хорошо известные примеры подобных революций - теория относительности и квантовая механика.

 

     В сущности научный метод является натуралистическим. Он ищет объяснений внутри исследуемой информации и области разума. Поэтому его территория отчетливо отличается от религиозной или духовной, так как последняя претендует на изучение и говорит о сверхчувственных и сверхестественных фактах и событиях. Существует следующее определение Вед: "Pratyakoeianumitya va yastepayo na budhyate, enao vidanti vedena tasmad-vedasya vedata; Метод, который становится известным Ведам, не является постижением через непосредственное восприятие или умозаключение; поэтому Веды известны как вместилище знания". Ачарья Шанкара одинаково категоричен в своем утверждении области Вед: "Значимость Вед состоит в открытии того, что находится за пределами непосредственного восприятия... даже сотни ведических текстов не будут иметь силу, если они будут утверждать, что огонь является холодным и не светит!"

 

     Обладая ясно очерченными территориями, науки и духовность (или религия) имеют не много поводов для споров и ссор. Однако часто выходит, что сверхчувственный уровень приходит в столкновение с чувственным (если не порождает его, на что и претендует религия). Поэтому люди, практикующие духовность, чувствуют необходимость объяснить ее чувственному миру в терминах собственной парадигмы. Люди науки могут отреагировать на это посягательство двояко: либо проигнорировать его и продолжать свое описание мира, как будто сверхчувственного мира не существует, либо попытаться развенчать подобные духовные притязания в теории и на практике.

 

     Наиболее дружественным ответом будет проверка претензий каждой стороны в утверждениях и открытиях других людей. Так, некоторые писатели о науке видят, что холизм восточных религий отражается в поведении вещества на квантовом уровне, тогда как восточные духовные мыслители рассматривают теорию относительности и квантовую теорию как современную иллюстрацию к теории майи. Подобные рассуждения несерьезны, так как они имеют мало общего с компонентами, дающими науке и духовности их силу: способность порождать полезную технологию (духовная сфера также обладает своими техническими особенностями) и совершать эффективные предсказания. Поэтому будет полезно рассмотреть основные источники научной и духовной силы.

 

 

 

          1|2|3 Следующая страница     

 

 

  

 

 

     (С) Веданта.ру

 

                                                                                                         


      

      

 

 

      

   
International Yoga Day 21 June 2015
International Yoga Day 21 June 2015

Яндекс цитирования Rambler's Top100